Правильно ли мы понимаем, что если наша организация выполняет ГОЗ с казначейским сопровождением, то правила ведения раздельного учета согласно ПП РФ № 47 к таким контрактам не применяются, а отчеты об исполнении Госконтракта не заполняются? Каким законодательным актом определяются правила ведения раздельного учета в данном случае? По Закону о ГОЗ № 275-ФЗ мы обязаны вести раздельный учет? В случае, если организация выполняет ГОЗ без открытия спец. счетов (отдельного счета), то ПП РФ № 47 следует применять?

В связи с вступлением в силу изменений в ПП № 47 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 г. № 27 (с учетом дополнений, предусмотренных ПП № от 22.06.2019 г. № 804) гос. контакты и контракты с казначейским сопровождением (при расчетах с использованием лицевых счетов) выведены из-под регулирования указанного нормативного документа.
Таким образом, при казначейском сопровождении гос. контрактов и контрактов по ГОЗ применяется особый (отдельный) порядок раздельного учета, установленный Приказом Минфина России от 10.01.2019 г. № 4н «О порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности…» (далее – Приказ № 4н) - применялся в 2019 году. В настоящее время (в 2020 году) данный порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены утверждён приказом Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 255н. Данный порядок применяется в том числе при казначейском сопровождении расчетов по ГОЗ.
Таким образом, Минфин России установил новые правила раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также распределения накладных расходов и раскрытия структуры цены при осуществлении казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ. С момента вступления в силу указанных нормативных актов введены специальные правила, которые должны выполняться всеми предприятиями при исполнении гос. контрактов и контрактов с казначейским сопровождением расчетов по ГОЗ.
Новые особые требования по организации раздельного учета доходов, расходов, активов, обязательств, а также иных объектов учета по каждому государственному контракту и контракту должны обеспечить условия для проведения проверок и санкционирования платежей с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
При этом, особенностью ведения раздельного учета при казначейском сопровождении средств ГОЗ является требование обеспечить аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с Учетной политикой получателя целевых средств обособлено по каждому гос. контракту, контракту (договору).
Кроме того, предусмотрено, что в целях проведения платежа при окончательном расчете будет проводится проверка соответствия показателей Расходной декларации, сформированной на основании плановых показателей структуры цены и фактических кассовых выплат (по детализированным кодам перечня направлений расходования целевых средств, утв. приказом Минфина России от 10.12.2019 г. № 220н- действует в 2020-м году) данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Расходная декларация представляется только в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, ПП РФ № 47 (в редакции ПП № 543) не применяется только при исполнении ГОЗ с казначейским сопровождением. В случае, если организация выполняет ГОЗ с открытием лицевого счета – то следует вести раздельный учет согласно нормам приказа Минфина России 25.12.2019 г. № 255н (применяется в 2020 году. Подобный порядок утверждается Минфином России ежегодно).
В остальных случаях (при банковском сопровождении с проведенем расчетов с использованием отдельных счетов и (или) при оплате на расчетный счет организации) применяются правила ПП РФ № 47 (в редакции ПП № 543).

Пришел запрос из прокуратуры. Просят предоставить документы, подтверждающие ведение раздельного учета. Какие документы мы должны предоставить?

В первую очередь, вам необходимо представить учетную политику организации для целей бухгалтерского учета, в которой отражен факт наличия (а лучше подробную методику) ведения раздельного учета и рабочий план счетов, с закрепленным перечнем субсчетов, используемых в рамках обособления соответствующей информации по каждому контакту по ГОЗ. Если у вас разработан отдельный локальный акт (стандарт) раздельного учета – то его так же следует представить.
Как итоговый (сводный) регистр учета, подтверждающий ведение раздельного учета, рекомендуется также направить актуальные данные об исполнении контракта и полученном фин. результате в форме Отчета об исполнении контракта (утв. ПП № 543) – этот документ обязателен при исполнении контрактов с банковским сопровождением и (или) при проведении расчетов по ГОЗ с использованием обычных расчетных счетов.
Необходимо так же показать (представить выписки, выгрузку) информацию на отдельных аналитических счетах (субсчетах) и (или) иных объектах аналитического учета (субконто)) – в разрезе данного заказа (контракта) – если запрос из прокуратуры был по конкретному перечню.
Это минимальный набор информации по подобным запросам, т.е. основным документом, подтверждающим ведение раздельного учета, может являться именно Отчет (Карточка учета факт. затрат, отчетная калькуляция) с показателем фин. результата (прибыли) по контракту в целом (в отношении отдельной номенклатуры продукции), а также (дополнительно целесообразно представить) первичные учетные документы и иные регистры учета, подтверждающие прямые и косвенные (накладные) затраты, отнесенные на факт. себестоимость.
А далее – степень (глубина) и объем информации зависит от «пожеланий» и «ожиданий» проверяющего (как правило – делается выписка из оборотов отдельного счета – для контроля платежей, копии платежных поручений - на приход и расходные операции (в первую очередь по расчетам с комплектаторами), а также основные документы по закупке (подтверждения факта целевого поступления ПКИ, полуфабрикатов и пр.) Это в части раздельного учета платежей и мат. запаса. Далее, если «речь» зайдет о первичных документах учета затрат (себестоимости) – это все накладные, наряды, справки распределения накладных расходов и пр. – ВСЕ указанные документы должны иметь отметку (реквизит) принадлежности в проверяемому контракту ГОЗ (наименованию продукции, поставляемой по данному контракту).
Таким образом, целесообразно предварительно уточнить формат и объем запрашиваемой информации.
Учетная политика и Отчет – представляется в обязательном (первоочередном) порядке. Дополнительно в первичном ответе (можно приложить пояснительную записку с описанием общих принципов раздельного учета) также следует отразить, что объем всех первичных документов составляет …….. (кол-во листов), поэтому копии (сканы) таких документов могут быть представлены дополнительно (после уточнения реального срока, необходимого для подготовки таких копии).

Необходимо ли составлять отчет об исполнении гос. контракта, контракта организацией, выполняющей ГОЗ, по контрактам в рамках ГОЗ, с ИГК - по которым расчеты производятся с использованием расчетных счетов с обеих сторон, либо с использованием отдельного счета только со стороны покупателя (в рамках 3-5 миллионов)? Есть ли необходимость предоставления отчета по договорам по ГОЗ, у которых отсутствует ОБС (условиями договора не предусмотрено его открытие) и денежные средства поступали на расчетный счет?

Отчет об исполнении гос. контракта, контракта ведется по каждому гос. контракту, контракту, к которому открыт ОБС. Отсутствие открытых отдельных счетов у исполнителя, учитывая положения Правил (утв. ПП № 47), исключает требование для такого исполнителя по предоставлению (загрузки в ЕИС ГОЗ) Отчетов об исполнении контрактов.
Таким образом, если расчеты с заказчиком ведутся через р/счет (вся оплата за поставленную продукцию получена на расчетный счет и ОБС не открывался), то – нет, Отчет не сдается в ЕИС ГОЗ.
Но при этом раздельный учет по таким контрактам (если в них предусмотрено выполнение в рамках ГОЗ) исполнитель вести ОБЯЗАН. Если заказчик (покупатель) рассчитывается с ОБС в рамках 3/5 млн., то он (заказчик) отражает списание ДС с ОБС в стр. 2.1.1 в графе 9. При этом поставщик (не открывший ОБС), получающий средства на р/счет, отчетность по таким контрактам не представляет (не сдает Отчет), но обязан вести раздельный учет и заполонять данные о преобразовании ресурсов контракта в специальной форме (в Отчете).
С учетом изложенного, требования о ведении раздельного учета и о представлении информации об исполнении государственного контракта (контракта) - Отчета являются отдельными требованиями Закона о ГОЗ. Но факт отсутствия Отчета (не ведение данной формы) может являться критерием (признаком) нарушения требований ПП № 47 (в ред. ПП № 543).
Так, согласно действующим подходам ФАС России (подтверждено решением судов), требования 275-ФЗ по ведению раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности предполагает наличие Отчета об исполнении Контрактов, так как состав и направления использования ресурсов контракта должно раскрываться организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной Правилами № 47 (далее - Отчет).
Несоблюдение исполнителем по ГОЗ любого из требований Правил № 47, в т.ч. по раскрытию состава и направления использования ресурсов контракта, путем составления (ведения) отчетности, является событием, предусмотренным частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

Сложилась такая ситуация: контракт (с головным исполнителем ГОЗ) был заключен в 2015 году, ОБС был открыт в 2017 году, до настоящего времени денежные средства на ОБС не поступали, обязано ли предприятие представлять отчёт в ЕИС ГОЗ?

Да, в указанной ситуации при условии наличия открытого отдельного счета установлена обязанность представления Отчета.
Предприятие представляет Отчет по всем действующим контрактам, заключенным на условиях сопровождаемой сделки и наличием открытого ОБС вне зависимости от текущей ситуации финансирования.
Отчет содержит сведения не только о наличии (остатке, движении) денег на ОБС, но и данные о ходе исполнения контракта (отгрузке, затратах, себестоимости продукции и т.п.).

В какой момент определяется закрытие контракта, для целей использования оставшихся от его исполнения ресурсов на нужды иных контрактов этого же заказчика?

Положениями ПП № 543 предусмотрены процессы «введения» и «выведения» ресурсов контракта, а также перераспределения ресурсов между гос. контрактами, контрактами с МО РФ (в том числе материальных запасов) при условии обязательности обособления (разделения в учете) движения и текущего состояния таких ресурсов с последующим отражением в Отчете (в графах 5-6 (для контрактов МО) и 8-9 (между доп. ресурсами (собств. ср-ми) и ср-ми ОБС)), по форме, утвержденном ПП № 47 (в редакции ПП № 543). Для корректности отражения таких операций – обращаем внимание на соблюдение принципа эквивалентности и отражения операций по перераспределению ресурсов разных контрактов с МО РФ в Отчете об исполнении контрактов ГОЗ – (по графам 5 и 8). Эту возможность можно использовать при корректном ведении раздельного учета в режиме он-лайн, позволяющем осуществлять текущий мониторинг не превышения «выведенных» ресурсов из контракта над «введенными». Для этих целей следует предусмотреть (оформить) специальный учётный документ (ведомость резервирования, накладную на перевод запасов, лист комплектования мат. задела (запаса) и т.п.), который согласно положениям учетной политике будет предназначен для таких операций. После полного исполнения обязательств по контракту (при условии недопущения срыва сроков исполнения контракта) квалификация нецелевого расходования средств в рамках запретов, предусмотренных ч. 3 ст.8, невозможна. Поэтому после полного исполнения контракта, использование ресурсов на нужды иных контрактов является менее рискованным (определение факта полного исполнения контракта дано в п. 3 Правил заполнения Отчета, утв. ПП № 543). Под полным исполнением контракта понимается полное выполнение обязательств как исполнителем по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), так и заказчиком по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). – т.е. полное исполнение организацией и заказчиком своих обязательств по контракту.

В связи с тем, что у предприятия при закупке товароматериальных ценностей (ТМЦ) для выполнения работ в рамках Государственных контрактов, контрактов с использованием отдельных счетов (за счет средств Заказчика), имеют место быть случаи, когда продукция поставляется минимальными партиями (монтажные нормы отгрузки), таким образом Заказчику предъявляется фактически использованное количество ТМЦ, а остальное количество (купленное за средства Заказчика) остается на складах, либо по ряду причин продукция закупилась, но не использовалась при выполнении работ в данном ГК,К, что также остается не использованным. Существует ли возможность дальнейшего использования данных ТМЦ в рамках других контрактов/ГК, чем руководствоваться при этом и какими документами данную возможность применения необходимо оформить?

Осуществление оптовой закупки (консолидированной с учетом общей потребности) при осуществлении платежей с ОБС (в рамках ГОЗ с МО) в рамках законодательства о ГОЗ допустимо (не запрещено Законом о ГОЗ).

Т.е., если вы купили за средства ОБС оптовую (с учетом, например, отгрузочных норм, неснижаемой партии, монтажной нормы и т.п.) партию ТМЦ, то такие мат. средства вы можете использовать на цели исполнения иных обязательств в рамках ГОЗ. При казначейском сопровождении – такая операция (оплаты с лицевого счета в размере, превышающем суммарную оценку стоимости таких ТМЦ) технически ограничена.

На уровне закона 275-ФЗ предусмотрен запрет на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (на ГОЗ в целом). Если у вас два (несколько) государственных контракта (контрактов) по ГОЗ – то любые расходы (оплата) на цели их выполнения допустима при условии, если это не приведет к срыву срока исполнения того гос. контракта, с которого будет проведена оплата.

При этом, положениями ПП № 543 предусмотрены процедуры «введения» и «выведения» ресурсов контракта, а также перераспределения ресурсов между гос. контрактами, контрактами с МО РФ при условии отражения таких фактов в Отчете об исполнении гос. контракта, контракта по ГОЗ по форме, утвержденной ПП № 47 (в редакции ПП № 543).

Складскими остатками, купленным по специальному (отдельному) счету, Вы можете распорядиться как в интересах использования для выполнения иных контрактов с МО РФ (предпочтительный вариант) и (или) использовать на иные текущие нужды организации (например, для выполнения иных контрактов по ГОЗ или для хозяйственных нужд или экспорта - в исключительном случае). Для корректности отражения таких операций (недопущения признаков нецелевого расходования средств ГОЗ) – обращаем внимание на соблюдение принципа эквивалентности и отражения операций по перераспределению ресурсов разных контрактов с МО РФ в Отчете об исполнении контрактов ГОЗ – (по графам 5 и 8, а также 6 и 9).

Таким образом, операция по передаче (перерезервирование или переназначение) материалов должна быть оформлена первичным учетным документом (ведомость резервирования, накладную на перевод запасов, лист комплектования мат. задела (запаса) и т.п), который предусмотрен учетной политикой. Организация должна самостоятельно определить формат и содержание документа, который кроме всех обязательных требований (определены в 402-ФЗ) к первичным документам должен иметь советующие реквизиты объектов учета (заказов – контрактов ГОЗ), между которыми производится такая передача ТМЦ (название такого документа не имеет значения, главное, этот документ был утвержден приложением к учетной политике).

С учетом вышеизложенного, в рамках банковского сопровождения расчетов по ГОЗ вы вправе заключить один договор, например, на закупку резины на всю производственную программу (оплатить с одного ОБС по одному ИГК) и далее использовать эту резину для исполнения всех иных контрактов (приоритетно такие ТМЦ должны передаваться (перераспределяться) на контракты ГОЗ). Это допустимо при условии ведения раздельного учета поступления и использования данного материала. При этом, такая консолидированная закупка не должна повлечь угрозу срыва того контракта, с которого были потрачены деньги на оплату такой оптовой партии.