Правильно ли мы понимаем, что если наша организация выполняет ГОЗ с казначейским сопровождением, то правила ведения раздельного учета согласно ПП РФ № 47 к таким контрактам не применяются, а отчеты об исполнении Госконтракта не заполняются? Каким законодательным актом определяются правила ведения раздельного учета в данном случае? По Закону о ГОЗ № 275-ФЗ мы обязаны вести раздельный учет? В случае, если организация выполняет ГОЗ без открытия спец. счетов (отдельного счета), то ПП РФ № 47 следует применять?

В связи с вступлением в силу изменений в ПП № 47 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 г. № 27 (с учетом дополнений, предусмотренных ПП № от 22.06.2019 г. № 804) гос. контракты и контракты с казначейским сопровождением (при расчетах с использованием лицевых счетов) выведены из-под регулирования указанного нормативного документа.

Таким образом, при казначейском сопровождении гос. контрактов и контрактов, в том числе по ГОЗ, применяется особый (отдельный) порядок ведения раздельного учета, который определяется приказом Минфина России.

С 01.01.2022 г. этот порядок установлен Приказом Минфина России от 10.12.2021 г. № 210н «О порядке ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору)» (далее – Приказ № 210н). Данный порядок применяется в том числе при выполнении гос.контрактов, контрактов с казначейским сопровождением расчетов по ГОЗ.

Ранее в 2021 году такие правила были установлены приказом Минфина России от 30.12.2020 г. № 334н

С момента вступления в силу указанных нормативных актов введены специальные правила, которые должны выполняться всеми предприятиями при исполнении гос. контрактов и контрактов с казначейским сопровождением расчетов, в т.ч. по ГОЗ.

Таким образом, Минфин России устанавливает особые правила раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также распределения накладных расходов и раскрытия структуры цены при осуществлении казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ.

При этом, особенностью ведения раздельного учета при казначейском сопровождении средств ГОЗ в 2022 году является ИСКЛЮЧЕНИЕ требования обеспечить аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета. Согласно новой редакции Приказа № 210 аналитический учет расходов по статьям затрат ведется в регистрах учета в соответствии с Учетной политикой обособленно по каждому Договору (далее – регистры аналитического учета). Ссылки (обязательности) ведения регистров учета в системе бух.учета в нынешней редакции нет.

Организация должна в своей Учетной политикой самостоятельно определить способ (методику) ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающую соблюдение всех установленных в Приказе № 210н  правил.

Кроме того, предусмотрено, что проверка данных раздельного учета и представление Расходной декларации, потребуется только при расширенном казначейском сопровождении. Так, при санкционировании платежей, в т.ч. на этапе перечисления средств окончательного расчета Расходная декларация представляется при расчетах по гос. контрактам, цена которых составляет 1 млрд. руб. и более, а также в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации.  При базовом варианте казначейского обслуживания заполнение и представление Расходной декларации не требуется. Однако, иные аналитические регистры учета (в т.ч. карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомость затрат на производство и иные регистры, применяемые участником казначейского сопровождения) могут быть затребованы как сотрудниками ТОФК (например, на этапе возмещения факт. понесенных затрат и т.п.), так и представителями контрольных (надзорных) органов, в т.ч. прокуратуры и ФАС России.

С учетом изложенного, ПП РФ № 47 (в редакции ПП № 543) не применяется при исполнении ГОЗ с казначейским сопровождением.

В случае, если организация выполняет ГОЗ с открытием лицевого счета, то следует вести раздельный учет согласно нормам приказа Минфина России от 10.12.2021 г. № 210н (применяется с 01.01.2022 года). Подобный порядок утверждается Минфином России ежегодно.

В остальных случаях (при банковском сопровождении с проведением расчетов с использованием отдельных счетов и (или) при оплате на расчетный счет организации) применяются правила ПП РФ № 47 (в редакции ПП № 543).

Пришел запрос из прокуратуры. Просят предоставить документы, подтверждающие ведение раздельного учета. Какие документы мы должны предоставить?

В первую очередь, вам необходимо представить Учетную политику организации для целей бухгалтерского учета, в которой отражен факт наличия ведения раздельного учета (а лучше подробную методику) и рабочий план счетов, с закрепленным перечнем субсчетов, используемых в рамках обособления соответствующей информации по каждому контракту по ГОЗ. Если у вас разработан отдельный локальный акт (стандарт) раздельного учета, то его также следует представить.

Как итоговый (сводный) регистр учета, подтверждающий ведение раздельного учета, рекомендуется также направить актуальные данные об исполнении контракта и полученном фин. результате в форме Отчета об исполнении контракта (утв. ПП № 543) – этот документ обязателен при исполнении контрактов с банковским сопровождением и (или) при проведении расчетов по ГОЗ с использованием обычных расчетных счетов.

Необходимо также показать (представить выписки, выгрузку) информацию на отдельных аналитических счетах (субсчетах) и (или) иных объектах аналитического учета (субконто)) – в разрезе данного заказа (контракта), если запрос из прокуратуры был по конкретному перечню.

Это минимальный набор информации по подобным запросам, т.е. основным документом, подтверждающим ведение раздельного учета, может являться именно Отчет (Карточка учета факт. затрат, отчетная калькуляция) с показателем фин. результата (прибыли) по контракту в целом (в отношении отдельной номенклатуры продукции), а также (дополнительно целесообразно представить) первичные учетные документы и иные регистры учета, подтверждающие прямые и косвенные (накладные) затраты, отнесенные на факт. себестоимость.

А далее – степень (глубина) и объем информации зависит от «пожеланий» и «ожиданий» проверяющего (как правило – делается выписка из оборотов отдельного счета – для контроля платежей, копии платежных поручений - на приход и расходные операции (в первую очередь по расчетам с комплектаторами), а также основные документы по закупке (подтверждения факта целевого поступления ПКИ, полуфабрикатов и пр.). Это в части раздельного учета платежей и мат. запаса. Далее, если «речь» зайдет о первичных документах учета затрат (себестоимости) – это все накладные, наряды, справки распределения накладных расходов и пр. – ВСЕ указанные документы должны иметь отметку (реквизит) принадлежности в проверяемому контракту ГОЗ (наименованию продукции, поставляемой по данному контракту).

Таким образом, целесообразно предварительно уточнить формат и объем запрашиваемой информации.

Учетная политика и Отчет – представляется в обязательном (первоочередном) порядке.

Дополнительно в первичном ответе (можно приложить пояснительную записку с описанием общих принципов раздельного учета) также следует отразить, что объем всех первичных документов составляет …….. (кол-во листов), поэтому копии (сканы) таких документов могут быть представлены дополнительно (после уточнения реального срока, необходимого для подготовки таких копий).

Необходимо ли составлять отчет об исполнении гос. контракта, контракта организацией, выполняющей ГОЗ, по контрактам в рамках ГОЗ, с ИГК - по которым расчеты производятся с использованием расчетных счетов с обеих сторон, либо с использованием отдельного счета только со стороны покупателя (в рамках 3-5 миллионов)? Есть ли необходимость предоставления отчета по договорам по ГОЗ, у которых отсутствует ОБС (условиями договора не предусмотрено его открытие) и денежные средства поступали на расчетный счет?

Следует разделять понятие (регламент) заполнения (отражения данных раздельного учета в форме Отчета) и представления Отчета (направления гос. заказчику) по особому формату передачи данных.

Отчет об исполнении гос. контракта, контракта направляется (загружается в ЕИС ГОЗ – в части контрактов с МО РФ) по каждому гос. контракту, контракту, к которому открыт ОБС.

Отсутствие открытых отдельных счетов у исполнителя, учитывая положения Правил (утв. ПП № 47), исключает требование для такого исполнителя по предоставлению Отчетов об исполнении контрактов.

Отчет подлежит ежемесячной сдаче в случае, если в организации создано (есть) ВП МО РФ.

При этом отмечается, что если расчеты с заказчиком ведутся через р/счет (вся оплата за поставленную продукцию получена на расчетный счет и ОБС не открывался), то – нет, Отчет не сдается (не может быть загружен) в ЕИС ГОЗ.

Однако, раздельный учет по таким контрактам (если в них предусмотрена поставка продукции в рамках ГОЗ) исполнитель вести ОБЯЗАН.

Если заказчик (покупатель) рассчитывается с ОБС в рамках 3/5 млн., то он (заказчик) отражает списание ДС с ОБС в стр. 2.1.1 в графе 9. При этом поставщик (не открывший ОБС), получающий средства на р/счет, отчетность по таким контрактам не представляет (не сдает Отчет), но обязан вести раздельный учет и заполонять данные о преобразовании ресурсов контракта в специальной форме (в Отчете).

При этом, отмечаем, что иные заказчики (в т.ч. Роскосмос и Росатом) определили иной (отличный от Минобороны России) формат представления Отчета.

Так, в 2021 году был принят Приказ ГК «Роскосмос» от 24.08.2021 г. № 243 (зарегистрирован в Минюсте России 14.12.2021 г. № 66332), предусматривающий порядок и сроки сдачи отчетов по гос. контрактам, контрактам с ГК «Роскосмос». В данном документе предусмотрена сдача Отчета только головным исполнителем (на основании данных, полученных от соисполнителя первого уровня кооперации). Такой Отчет должен быть представлен гос. заказчику не позднее 3 мес. после полного исполнения обязательств по гос.контракту (соисполнители работ с головником представляют Отчет по истечению 2 мес. после окончания исполнения обязательств по своему контракту). Остальные исполнители обязаны представлять Отчет только по отдельному запросу.

Аналогичный прядок определен приказом ГК «Росатом» от 21.11.2018 г. № 1/35 НПА (с изменениями от 18.12.2019 г. № 1/32НПА).

С учетом изложенного, требования о ведении раздельного учета и о представлении информации об исполнении государственного контракта (контракта) - Отчета являются отдельными требованиями Закона о ГОЗ. Но факт отсутствия Отчета (неведение данной формы) может являться критерием (признаком) нарушения требований ПП № 47 (в ред. ПП № 543).

Так, согласно действующим подходам ФАС России (подтверждено несколькими решениями арбитражных судов), требования 275-ФЗ по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности предполагает наличие Отчета об исполнении Контрактов, так как состав и направления использования ресурсов контракта должно раскрываться организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной Правилами № 47 (далее - Отчет).

Несоблюдение исполнителем по ГОЗ любого из требований Правил № 47, в т.ч. по раскрытию состава и направления использования ресурсов контракта, путем составления (ведения) отчетности, является событием, предусмотренным частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

Сложилась такая ситуация: контракт (с головным исполнителем ГОЗ) был заключен в 2019 году, ОБС был открыт в 2020 году, до настоящего времени денежные средства на ОБС не поступали, обязано ли предприятие представлять отчёт в ЕИС ГОЗ.

Да, в указанной ситуации при условии наличия открытого отдельного счета установлена обязанность представления Отчета.

Предприятие представляет Отчет по всем действующим контрактам, заключенным на условиях сопровождаемой сделки и наличием открытого ОБС вне зависимости от текущей ситуации финансирования.

Отчет содержит сведения не только о наличии (остатке, движении) денег на ОБС, но и данные о ходе исполнения контракта (отгрузке, затратах, себестоимости продукции и т.п.).

Таким образом, Отчет должен представляться (при наличии в организации ВП МО РФ) даже если никаких движений по ОБС в этот период не происходило.

В какой момент определяется закрытие контракта для целей использования оставшихся от его исполнения ресурсов на нужды иных контрактов этого же заказчика?

Положениями ПП № 543 предусмотрены процессы «введения» и «выведения» ресурсов контракта, а также перераспределения ресурсов между гос. контрактами, контрактами с МО РФ (в том числе материальных запасов) при условии обязательности обособления (разделения в учете) движения и текущего состояния таких ресурсов с последующим отражением в Отчете (в графах 5-6 (для контрактов МО) и 8-9 (между доп. ресурсами (собств. ср-ми) и ср-ми ОБС)), по форме, утвержденной ПП № 47 (в редакции ПП № 543). Для корректности отражения таких операций – обращаем внимание на соблюдение принципа эквивалентности и отражения операций по перераспределению ресурсов разных контрактов с МО РФ в Отчете об исполнении контрактов ГОЗ – (по графам 5 и 8).

Эту возможность можно использовать при корректном ведении раздельного учета в режиме онлайн, позволяющем осуществлять текущий мониторинг не превышения «выведенных» ресурсов из контракта над «введенными».

Для этих целей следует предусмотреть (оформить) специальный учётный документ (ведомость резервирования, накладную на перевод запасов, лист комплектования мат. задела (запаса) и т.п.), который согласно положениям учетной политики будет предназначен для таких операций.

После полного исполнения обязательств по контракту (при условии недопущения срыва сроков исполнения контракта) квалификация нецелевого расходования средств в рамках запретов, предусмотренных ч. 3 ст.8, невозможна. Поэтому после полного исполнения контракта, использование ресурсов на нужды иных контрактов является менее рискованным (определение факта полного исполнения контракта дано в п. 3 Правил заполнения Отчета, утв. ПП № 543).

Под полным исполнением контракта понимается полное выполнение обязательств как исполнителем по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), так и заказчиком по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), т.е. полное исполнение организацией и заказчиком своих обязательств по контракту.

Кто является на предприятии должностным лицом, отвечающим за организацию раздельного учета по гособоронзаказу (управленческий учет)? В чьи обязанности входит разработка учетной политики по раздельному учету для ГОЗ и других сопутствующих нормативных документов – правовой базы? Кто отвечает за корректное отображение данных в автоматизированной информационной системе бухгалтерского учета и осуществляет контроль за правильностью оформления первичных документов в части, касающейся выполнения гособоронзаказа?

Ответственным за организацию и ведение раздельного учета (в том числе за корректное отображение данных в соответствующих информационных системах) в организации, участвующей в выполнении ГОЗ является лицо, определенное внутренним локальным актом (назначенное руководителем).

В случае отсутствия такого распоряжения, ответственность за организацию и ведение раздельного учета по ГОЗ несет (как правило) главный бухгалтер и (или) руководитель организации. Именно эти должностные лица чаще всего попадают под адм. ответственность, предусмотренную ст. 15.37 КоАП. Есть случаи привлечения к ответственности нескольких (разных) должностных лиц.

С учетом изложенного, в Регламенте ведения раздельного учета при выполнении ГОЗ следует (рекомендуется) указать лицо, ответственное за контроль (организацию) исполнения данного порядка.

При этом отмечаем, что вести (соблюдать) требования раздельного учета должны все должностные лица, которые осуществляют те операции (оформляют те первичные учетные документы), которые предусмотрены правилами раздельного учета (процедуру, предусмотренных в Регламенте).