Затраты по статье «затраты на изделия собственного производства», включающей затраты на изготовление собственными производствами организаций сырья, материалов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации, входят в состав статьи калькуляции «Материальные затраты», но себестоимость таких полуфабрикатов состоит как из собственных (трудовых ресурсов, прочих косвенных затрат), так и привнесённых затрат (материалов, сырья услуг сторонних организаций и пр.).
С учетом изложенного для того, чтобы правильно рассчитать норматив рентабельности следует «разагрегировать» себестоимость изготовления изделий собственного производства – на элементы (мат. затраты – это привнесенные с нормативом рентабельности 1%, а трудовые затраты и ОПР (АУР – при наличии) – это собственные затраты с нормой рентабельности 20 (25)%).
«Метод сравнимой цены» – это метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену).
На практике в ГОЗ рыночной ценой признается минимально возможная (при сохранении потребительских свойств, указанных заказчиком с учетом существенных условий поставки). Рыночный уровень цен должен быть определен с учетом существенных условий поставки (срока, объема и условий оплаты).
Согласно нормам ПП № 1465, которое определило принцип приоритизации (последовательность использования) методов, выбор метода определения цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, зависит от вида (особенностей) поставляемой продукции. Согласно правилам ПП №1465 обоснование цены должно осуществляться в порядке, начиная с метода рыночных индикаторов, метода сравнимой цены и только в случае, если этими методами не удается определить цену – используется затратный метод.
Если для данной продукции невозможно получить подтверждающие документы (ценовые предложения) о рыночном значении цены в сопоставимых существенных условиях поставки (сроки, объем, порядок оплаты), то, следовательно, необходимо переходить на затратный метод (затраты плюс прибыль по формуле «1+25»).
Ограничение размера прибыли (рентабельности) предусмотрено только при затратном методе определения цены.
Пункт 58 ПП № 1465 нормативно установил, что при методе рыночных индикаторов и методе сравнимой цены (т.е. не затратных методах формирования цен) никаких ограничений планового размера и тем более фактической суммы прибыли не установлено (формула «1+25» (с учетом изменений ПП № 935) при рыночных методах определения цены продукции ГОЗ не применяется).
Условие о применении того или иного метода формирования цены не является обязательным, но при этом для вашего поставщика такое «согласие заказчика» будет являться дополнительным обоснованием для применения метода сравнимой цены.
Мы рекомендуем всем указывать метод определения цены в теле контракта (спецификации) и (или) подписывать отдельный протокол (см. форму 1 – приложение № 5 к приказу ФАС России 16.12.2022 № 995/22) - в специально отведенном поле (вверху справа) указать метод сравнимой цены. Такой протокол должен стать обязательным (стандартным) приложением к контракту.
Продажа товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору, прямо запрещена согласно п. 3 ст. 8 275-ФЗ.
С учетом «рыночных» методов ценообразования цена должна быть сформирована с учетом положений НПА по ГОЗ (ПП № 1465) не выше рынка (рыночного уровня цены).
Поставки (контракты) у исполнителя ГОЗ на одинаковую (однотипную – идентичную) продукцию должны быть приняты (сопоставлены) с учетом сравнимости (сопоставимости) существенных условий (сроки, объемы, условия оплаты).
Таким образом, запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам обязательно будут не только в ходе проверки контрольных (надзорных) органов.
Такая информация в обязательном порядке должна быть заявлена в составе обосновывающих документов (см. пп. «е» п. 37 Положения, утв. ПП № 1465 - сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме является обязательным документом в пакете обосновывающих материалов при формировании цен).
Завышение цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ попадает под состав правонарушения по ст. 14.55.2 КоАП РФ (штраф - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей).
В случае выявления (доказанности) факта завышения цены изъятию (при выявлении нарушения) будет подлежать сумма завышения цены (в случае доказанного факта нарушения порядка определения цены) и (или) сумма завышения затрат, включенных в цену без должного (обоснованного) основания ее признания. Т.е. завышение будет рассчитано не как сумма превышения факт. прибыли, а сумма завышения цены (сумма завышения затрат, включённых в цену) на этапе ее установления (определения фиксированной цены).
Нормами 272-ФЗ сейчас предусмотрена обязательность (безусловное требование) заключать контракты по ГОЗ – в рамках принятия особых мер при проведении СВО.
Юридические лица не вправе отказаться от заключения в рамках ГОЗ гос. контрактов (контрактов) на поставку продукции в целях обеспечения проведения ВС РФ контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ (ч. 3 ст. 1 272-ФЗ).
Следует отметить, что указанные нормы не исключают возможности ведения переговоров (наличие разногласий) при заключении контракта по ГОЗ. Главное, такая процедура урегулирования разногласий должна «укладываться» в стандартные сроки. При указании в проекте контракта ссылки на ПП № 2532 – процесс урегулирования разногласий не должен превышать 20 раб. дней.
При этом, согласно ст. 14 Закона 275-ФЗ, если организация занимает доминирующее положение (в т.ч. в случае, если в конструкторской документации предусмотрено использование покупного комплектующего изделия или иной продукции (товаров, работ, услуг), необходимого для выполнения ГОЗ), то такую организацию можно понудить заключить контракт на условиях ГОЗ (в т.ч. через ФАС). За отказ от заключения контракта может быть применена мера адм. ответственности (ст. 7.29.2 КоАП РФ).
Но, и ед. поставщика (организацию, занимающую доминирующее положение) нельзя заставить заключать договор, если причиной такого отказа будут указаны экономические (в т.ч. цена), технические и иные основания.
Фактическая прибыль не ограничена плановым значением (при затратном методе), при условии, что контракт исполнен (в срок и без нарушений) и нет оснований говорить о нарушении порядка ценообразования (правил формирования цены) на этапе определения плановых затрат (на этапе заключения контракта и (или) установления фиксированной цены продукции).
Получение дополнительной прибыли не является основанием для пересмотра фиксированной цены если только не будет доказан факт (есть основание) для признания нарушения (завышения затрат) при ее установлении.
При определении размера прибыли в сфере ГОЗ на практике существует два основных аспекта:
1. Прибыль, принятая в цене. Это зависит от метода определения цены согласно нормам 1465 ПП. При методе сравнимой цены размер прибыли не ограничен.
2. Прибыль, указанная в контракте для снятия с отдельного счета. Согласно критерию приостановки операции по перечислению прибыли в размере, больше чем 20% от цены контракта (этот критерий не равнозначен правилу форм «1+25», так как 20% от цены контракта – это до 25% от полной себестоимости) – он является ориентиром (критерием) мониторинга движения «промаркированных» денежных средств. Это не запрет, а именно приостановка операции по перечислению с ОБС (критерий, предусмотрен именно специальным режимом отдельного счета).
Никаких особых требований для обоснования суммы прибыли (проверки) в рамках отражения ее в условиях контракта для целей последующего перечисления с ОБС не предусмотрено. Наличие расшифровки затрат и размера прибыли при методе сравнимой цены (при поставках по рыночным ценам) в обязательном порядке предоставления не требуется (исключительно по запросу).
Перевод в фиксированную цену может осуществляться по плановым (ожидаемым) затратам – если такой порядок предусмотрен условиями контракта.
Согласно норм п. 44 ПП № 1465 предусмотрено, что условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов, используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями.
Так согласно поправкам, принятым ПП № 390, допускает применение именно тех показателей (тех значений), которые были использованы именно на этапе заключения контракта, т.е. в ориентировочной цене. Такие значения могут быть приняты в ТФЦ (даже без учета факта) – но только если это прямо прописано в условиях перевода. Таким образом, порядок перевода в фиксированную с применением ОЭПиН – должен быть предусмотрен условиями контракта.
Согласно приказу МО РФ № 329 – в качестве обосновывающих документов приведен перечень, в котором содержатся ссылки как на наличие КП (три КП) при планировании закупки продукции на конкурентном рынке, так и на первичные учетные документы (если продукция уже приобретена и (или) находится на складе).
Согласно пп. 3 п. 2 данного нормативного акта (обязательного для применения всеми участниками процесса ценообразования) предусмотрено, что при применении метода сравнимой (при направлении ценового предложения именно по данному методу) поставщик в качестве обосновывающих документов должен представить (в произвольной форме) информация о ценах и условиях поставки сравнимой продукции (не менее двух), представляется со ссылкой на источники информации о такой поставке. При использовании информации из сети «Интернет» прилагаются распечатки с указанием адреса ссылки и даты распечатки.
Все расчеты (обоснование цен) в рамках поставок по государственному оборонному заказу производятся в рублях. При этом в контракте может быть установлена формула расчета такой цены (в т.ч. с учетом курса, определенного на момент проведения таких расчетов). Т.е., при заключении сумма контракта определена в у.е., но по факту установлен особый порядок определения цены рублевого эквивалента (формула цены).
Считаем целесообразным определить в регламенте ведения раздельного учета особый порядок (алгоритм подтверждения суммы затрат с учетом курсовых разниц и источники информации) в отношении указанных мат. средств. При этом, такие затраты будут подлежать включению в состав расшифровки затрат по формам 4 – 6 РКМ.
По мнению экспертов величина затрат на приобретение учитывает конечную (полную) стоимость материала (в т.ч. с учетом курсовых разниц на момент проведения оплаты). Т.е. в расшифровке затрат на приобретение по статье «Материалы» должны отражаться данные о величине понесенных расходов с учетом курса на момент проведения расчета.
Вместе с тем, имеется дополнительная (техническая) проблема подтверждения суммы таких затрат в части источника информации. Как правило курсовые разницы учитываются на счете 91 и напрямую относятся на финансовый результат. Курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов или расходов. При этом, согласно п. 9 ПБУ 3/2006, при приобретении материально-производственных запасов по договорам в иностранной валюте стоимость активов фиксируется по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к учету и в дальнейшем изменению не подлежит.
Официальная процедура оформления Особого мнения предусмотрена (четко регламентирована) именно на этапе перевода ориентировочной цены в фиксированную. Рассмотрение Особое мнения и ответ на него является прямой обязанностью гос.заказчика.
Официальный регламент работы с Особым мнением – предусмотрен только в рамках перевода головным исполнителем цены в фиксированную по гос.контракту. При этом, содержание Особого мнения базируется (основана на анализе) официальных данных, отраженных в письменном заключении о цене гос. заказчика.
На основании анализа формы, утвержденной указанным приказом, считаем, что в таблице 2.2 – отражаются все статьи (подстатьи) затрат, которые снижены (исключены) в заключении гос. заказчик (столбец 3), а в графе 4 – вы указываете только те, с исключением которым вы не согласны. Т.е. в этой таблице должна быть отражена ваша позиция по отношению всех замечаний (сумм снижения), которые зафиксировал гос. заказчик.
Табл. 2.3 должна быть заполнена (как вновь созданная калькуляция (цена) – если вы согласились (частично согласились) с указанными замечаниями (исключением затрат). Если нет данных о структуре ориентировочной цены (ранее в форме 2 гр. 3 – не была заполнена) в этой таблице (гр.3) так же они не будут отражены (ссылку на отсутствие расшифровки принятых гос. заказчиком затрат по статьям калькуляции на этапе согласования ОЦ – следует указать в сноске к данной форме).
При определении цены методом сравнимой цены (по результатам обоснования цены по рынку) рентабельность не ограничена. Снижать цену на закупленный материл (сырье) нет обязанности, если есть уверенность (корректные исходные данные) в анализе рынке (подтверждённый уровень рыночных цен на продукцию на сопоставимых условиях поставки).
Обращаем внимание на п. 54 и 57 ПП № 1465. Так, в случае, если в результате выполнения государственного контракта (контракта) или его этапов по цене, сформированной в установленном порядке, фактическая рентабельность (прибыль) превысила размер плановой рентабельности (прибыли) и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены в полном объеме, то такое превышение не является основанием для пересмотра фиксированной цены продукции, твердой цены государственного контракта (контракта), а фактическая рентабельность (прибыль) не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), учтенной в цене продукции, поставляемой по государственному контракту (контракту).
Вместе с тем, если есть основания полагать, что на момент заключения гос. контракта, контракта (формирования цены продукции) вы некорректно провели расчет (завысили затраты и (или) данные о рыночном значении цены не были актуализированы) и неправильно отразили сведения, имеющиеся в вашем распоряжении на момент установления фиксированной цены, т.е. если расчет был проведен с нарушением установленного порядка – то, действительно, это может быть квалифицировано, как признак завышения цены (норма п. 57 не работает, так как будет квалификация нарушения установленного порядка ценообразования на момент установления цены).
В этом случае вы ВПРАВЕ обратиться к заказчику с предложением о снижении цены гос. контракта ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН. Через подписание ДС вы можете это сделать в общем (рабочем) порядке. Данная процедура ничем не регламентирована (юридически это ваша договоренность).