Каким документом руководствоваться при определении допустимого размера прибыли, если используется не затратный метод формирования цены?

Ограничение размера прибыли (рентабельности) предусмотрено только при затратном методе определения цены.

Пункт 58 ПП № 1465 нормативно установил, что при методе рыночных индикаторов и методе сравнимой цены (т.е. не затратных методах формирования цен) никаких ограничений планового размера и тем более фактической суммы прибыли не установлено (формула «1+20» при рыночных методах определения цены продукции ГОЗ не применяется).

Нет ограничения прибыли, но есть требования обоснования (подтверждения) значения цены в целом (соответствия рыночному уровню), т.е. следует обосновать не превышение рыночного значения цены на данную (сравнимую) продукцию с учетом существенных условий ее поставки (сроки, объемы, порядок оплаты).

Таким образом, при поставках «гражданской» (рыночной) продукции, цена на которую определена методом сравнимой цены и (или) анализа биржевых индикаторов, а также при индексации базовой цены – ограничения размера прибыли не установлено. Но в ходе проверки может быть исследована корректность (объективность) исходных данных, использованных при определении рыночного значения цены.

Нужно ли указывать в договоре метод определения цены поставляемой продукции в случае определения метода в РКМ? Или метод определения цены поставляемой продукции указывается в договоре в любом случае? Условие о включении в договор пункта о согласовании предельной (максимальной) величины прибыли в размере не более 20% (двадцать процентов) от суммы, указанной в договоре, связано с желанием поставщика перечислить прибыль с отдельного счета на расчетный до закрытия отдельного счета головным исполнителем. Метод сравнимой цены указан в расчетно-калькуляционных материалах, которые были сформированы.

Условие о применении того или иного метода формирования цены не является обязательным, но при этом для вашего поставщика такое «согласие заказчика» будет являться дополнительным обоснованием для применения метода сравнимой цены.

Мы рекомендуем всем указывать метод определения цены в теле контракта (спецификации) и (или) подписывать отдельный протокол (см. форму 1 – приложение № 5 к приказу ФАС России № 1138/19) - в специально отведенном поле (вверху справа) указать метод сравнимой цены. Такой протокол должен стать обязательным (стандартным) приложением к контракту.

Обращаем внимание, что при данном методе (сравнимой цены или при методе рыночных индикаторов) РКМ непосредственно НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ и не представляются заказчику (никаких расшифровок затрат не требуется). Комплект обосновывающих документов при данном методе (см. пп. «е п. 37 ПП № 1465) иной.

Однако протокол цены – является обязательным (целесообразно иметь) – вне зависимости от метода определения цены (см. пп. а п. 37).

При этом действительно включение в договор пункта о согласовании предельной (максимальной) величины прибыли в размере не более 20% (двадцать процентов) от суммы, указанной в договоре нацелено на недопущение приостановки операции по перечислению прибыли с отдельного (или лицевого) счета при банковском (или казначейском) сопровождении (и не связано с порядком ценообразования). Однако, если в контракте не будет содержаться абсолютное значение прибыли (в рублях), то это не позволит организации перечислить прибыль.

Можно ли реализовывать исполнителю товар по разным ценам для государственного оборонного заказа и для коммерческого рынка? При проверке исполнения контракта по ГОЗ будут ли проверяющие органы запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам? Какие риски у Продавца в данном случае за продажу товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору?

Наличие аналогичных сделок (поставок по иным контрактам данному потребителю или иным заказчикам) является одним из индикаторов (подтверждением) наличия сведений о рыночном значении цены на такую продукцию, т.е. есть исходные данные для применения именно «рыночных» методов формирования цен. И в этом случае метод сравнимой цены является приоритетным.

С учетом данного метода цена должна быть сформирована с учетом положений НПА по ГОЗ (ПП № 1465) не выше рынка (рыночного уровня цены).

Поставки (контракты) у исполнителя ГОЗ на одинаковую продукцию должны быть приняты (сопоставлены) с учетом сравнимости (сопоставимости) существенных условий (сроки, объемы, условия оплаты).

Таким образом, запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам обязательно будут не только в ходе проверки контрольных (надзорных) органов.

Такая информация в обязательном порядке должна быть заявлена в составе обосновывающих документов (см. пп. е п. 37 Положения, утв. ПП № 1465 - сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме является обязательным документом в пакете обосновывающих материалов при формировании цен).

Продажа товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору, прямо запрещена согласно п. 3 ст. 8 275-ФЗ.

Поэтому в случае, если затратным методом была обоснована цена выше, чем «рыночная» - коммерческая цена (цена для коммерческого рынка), то это в любом случае имеет основание для дополнительной проверки, в том в числе в части того, что часть затрат «перенесена» - перераспределена с «убыточного» коммерческого контракта на затраты по ГОЗ.

Факт наличия поставки по ГОЗ с уровнем цен выше, чем по коммерческим контрактам является одной из основных риск-ориентировок (маркером) наличия нарушения при определении цены (т.е. такой факт будет рассматриваться как признак возможного завышения цены).

Еще раз обращаем внимание, что установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке, ЗАПРЕЩЕНО. Т.е. сам поставщик (исполнитель) не вправе предлагать цену, выше цен на сравнимую продукцию по имеющимся у него сделкам с иными (в т.ч. гражданским) потребителями.

С учетом изложенного, описанная ситуация имеет признак (может быть квалифицирована) как завышение цены и попадает под состав правонарушения по ст. 14.55.2 КоАП РФ (штраф - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей).

Кроме того, может быть пересмотрен результат исполнения такого контракта (цена снижена и по предписанию ФАС России - «сумма ущерба» - в размере завышения цены может быть потребована к возврату в бюджет).

Обязано ли предприятие, которое является производителем ПКИ (кооперация по ГОЗ) предоставлять полный пакет РКМ на свое изделие, если сумма спецификации по договору поставки не превышает 100 000 руб.? Разные предприятия по-разному трактуют пп. г п.37 ПП РФ №1465 от 02.12.2017. В каком случае предоставление полного пакета РКМ является обязательным, а когда является правом предприятия?

Подпункт «г» пункта 37 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 1465, устанавливает перечень обосновывающих документов при затратном методе формирования цены и не предполагает изменения пакета обосновывающих документов (пакета РКМ) в зависимости от заявляемой цены готовой продукции.

Ограничения на цену продукции в части требования о формировании пакета расшифровок согласно приказу № 1138/19 нет.

Критерии в виде размера суммарных расходов «не менее 10 процентов на закупку покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и не менее одного миллиона рублей либо …» не является ограничителем, а лишь сужает первоначальный (исходный) пакет расшифровок заказчика, когда обосновывается цена перед вышестоящим покупателем (гос. заказчиком), т.е. это не опровергает наличие – требование представления пакета РКМ (когда к исполнителю обращается его заказчик, то у исполнителя в пакете РКМ могут быть  расшифровки только на каждую 10-ю позицию в составе форм 5 и 6 РКМ).

Позиции, суммарный объем (стоимость) которых более 10% от данной статьи и которые дороже 1 млн. руб., должны быть выделены в отдельную группу (раздел) расшифровок и это МИНИМАЛЬНЫЙ (первоначальный) набор обосновывающих документов, необходимый для согласования (обоснования) цены.
Действительно, далее запрос документов может быть в отношении любой из заявленной цены на сырье, материал и ПКИ (и ДАГК и ФАС России говорит, что как правило проверяется не менее 60% затрат по данным статьям калькуляции).

Нужно ли включать в проект договора в рамках 275-ФЗ фразу «представлять по запросу Покупателя расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по Договору в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе, если поставка осуществляется под контролем ВП МО РФ, но без контроля ценообразования» или БЕЗ КОНТРОЛЯ ВП в принципе?

Вне зависимости от степени участия в производстве вашей продукции ВП (это отдельный порядок «прикрепления» и полномочий данного органа военного управления), к вашей продукции применимы нормы ПП № 1465, в т.ч. в части методов определения цен.

Если для вашего продукта применим затратный метод, то согласно пп. г п. 37 – наличие обосновывающих документов (в формате пакета РКМ) является приоритетным (непосредственно обусловленным).

Т.е. даже в случае, если поставка по ГОЗ без контроля ВП (т.е. исключена только норма о наличии заключения ВП) – весь остальной пакет обосновывающих документов (РКМ) будет необходим.

В отношении же информации о ПОНЕСЕННЫХ затратах (т.е. о факт. себестоимости по исполненному контракту) по Договору такая обязанность прямо прописана в Федеральном законе «О государственном оборонном заказе» (п. 17 ч. 2 ст. 8).

Обязанность по предоставлению информации о затратах по исполненным контрактам (в т.ч. в формате отчётной калькуляции) предусмотрена Законом № 275-ФЗ на основании запроса головного исполнителя вне зависимости от метода определения цены (на основании данных раздельного учета исполнителя).

Поэтому, даже если такого условия не будет в вашем контракте – получив запрос, вы будете обязаны предоставить такую информацию. Сейчас в текст контракта такой пункт целесообразно включить именно в рамках реализации предусмотренного Законом права головного исполнителя.

В части же РКМ (по запросу Заказчика) целесообразно уточнить формат (пакет обосновывающих документов) – РКМ по формам приказа № 1138/19 (либо исключительно только плановую калькуляцию, либо с предоставление (или без) дополнительных материалов - первички и т.п.).

Таким образом, подчеркиваем, что Отчётная калькуляция требуется (может быть запрошена) вне зависимости от метода определения цены (даже если цена была фиксированная). Такие требования правомерны – соответствуют нормам закона № 275-ФЗ. Согласно нормам 275-ФЗ (см. п. 17 ч. 2 ст. 8) исполнители обязаны предоставлять по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам. Т.е. форма отчетной калькуляции (после исполнения контрактов кооперацией) может быть запрошена на основании обращения головного исполнителя, даже, если это не предусмотрено условиями вашего контракта с Заказчиком.

При этом, вне зависимости от метода (порядка) определения цены все исполнители ГОЗ обязаны вести раздельный учет и определять факт. затраты и фин. результат по каждому контракту (эта информация может быть запрошена и может быть проверена контрольными (надзорными) органами).

С учетом изложенного, возможность истребования отчетной калькуляции (данных по понесенным затратам) безусловно сохраняется вне зависимости от метода определения цены.

Как устанавливать БАЗОВУЮ цену на изделия по договоренности между заказчиком и поставщиком (помимо ФАС России, если цена не подлежит регистрации). На практике военный представитель отказывается согласовать аналогичную договоренность и говорит, что базовая цена устанавливается только через регистрацию в ФАС России. Есть ли какой-то нормативный документ либо другой источник информации, где оговорена возможность установки базовой цены по договоренности между заказчиком и поставщиком помимо ФАС России?

Действительно, регламент (порядок действий и оформления решения) о базовой цене участниками кооперации (исполнителями ГОЗ) в настоящее время четко не зафиксирован. Отдельных решений (нормативных актов), определяющих такие правила, нет.

Однако, основываясь на сложившейся практике (в т.ч. с учетом позиции ФАС России, а также ответов на подобные вопросы должностных лиц МО РФ и ФАС России рабочих встречах – совещаниях, проводимых «Эксперт 275») эксперты считают возможным дать следующие пояснения. Решение о базовой цене может быть принято (по соглашению сторон) на основании цены, сформированной затратным методом.

При этом должны быть соблюдены все условия, предусмотренные пп. 21 – 26 ПП № 1465.

Приведенный в указанных пунктах алгоритм расчета цены контракта (цены поставки продукции (товара) не применяется, если ранее базовая цена не была установлена (согласована с заказчиком в качестве базовой) (см. п. 21 ПП № 1465).
При этом отмечается, что согласно п. 15 ПП № 1465, в случае, если цена единицы продукции была определена затратным методом, такая цена на последующие годы при соблюдении условий, установленных пунктами 21 и 27 настоящего Положения, подлежит определению методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям затрат, т.е. требование использования именно метода индексации цены (установления базовой цены) является императивной нормой, обязательной для исполнения (без возможности неисполнения такого требования при условии соблюдения предусмотренных ПП № 1465 требований и оснований для использования именно базовой цены).

По мнению наших экспертов, каждая цена, ранее установленная затратным методом, ДОЛЖНА (подлежит установлению) становиться базовой, если не нарушены (выполнены) требования пп. 21-24 Положения о гос. регулировании, утв. ПП № 1465. Однако, такой подход не нашел своего повсеместного воплощения.

Решение о базовой цене может быть оформлено путем подписания отдельного соглашения (по согласию сторон) и (или) протокола цены – форма № 1 к прил. № 5, утв. приказом ФАС России № 1138/19. В указанной форме в отдельной ячейке «Примечание» - следует отразить факт установления базовой цены. Протокол подписывается двумя сторонами контракта (заказчиком и поставщиком).

Одностороннее установление базовой цены (без согласия второй стороны контракта) невозможно. С каждым отдельным заказчиком (поставщиком) требуется заключить отдельное соглашение.

При этом, безусловно, во вновь заключаемом контракте необходимо «прописать», что в следующий период поставки цена устанавливается методом индексации базовой цены (при наличии решения о ее установлении и отсутствии оснований для пересмотра базовой цены).

У ВП МО РФ нет полномочий по установлению или согласованию (выдаче заключения) о базовой цене. ВП, согласно возложенных функций, рассматривает пакет РКМ на формирование фиксированной цены затратным методом. А уже после получения заключения ВП, исполнитель ГОЗ, как предприятие-заказчик, совместно с поставщиком принимает решение о применении этой цены в качестве базовой при последующих поставках.

Однако, порядок (возможность) получения заключения ВП при применении метода индексации базовой цены установлен, в том числе доведенными указаниями о пакете обосновывающих документов в зависимости от метода (так называемый ЧЕК-лист). В данном случае — это затратный метод. Применение метода индексации базовой цены невозможно, если ранее не была достигнута договоренность, что цена является именно базовой.

Решение (указание) от ВП о фиксации цены как базовой невозможно, так как не предусмотрено нормами ПП № 1465 и ПП № 804 (выходит за рамки его компетенции). ВП может лишь «рекомендовать».

Заключение ВП МО РФ необходимо не на базовую цену (предприятие-исполнитель ГОЗ получает заключение на фиксированную цену, которую определяет, как базовую). Но, при применении метода индексации базовой цены потребуется заключение ВП на отчетную калькуляцию (заключение по факт. затратам) и отдельное заключение об установлении цены методом индексации базовой цены (т.е. простой расчет с использованием актуального индекса). Предприятие-исполнитель ГОЗ несет ответственность за правильность применения методов определения цен, в т.ч. возможность установления базовой цены при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 21-24 Положения, утв. ПП № 1465.

Кроме того, имеется практика «требования» со стороны ВП, т.е. «прямого указания на неприменение базовой цены», даже в условиях соблюдения всех норм п. 21 ПП № 1465. Встречается позиция отдельных сотрудников, что все базовые цены должны быть зарегистрированы в ФАС России. Такая позиция ошибочна и противоречит разъяснениям ФАС России от 06.02.2018г.  № МО /7588-ПР/18. В данном документе предусмотрено, что регистрации подлежит базовая цена, ранее сформированная затратным методом, только в отношении той продукции, которая подлежит регистрации цен согласно ПП № 1465.

Так как цена на продукцию, поставляемую участниками кооперации, не проходит процедуру регистрации (не требуется), то необходимости регистрации базовой цены в данном случае нет (невозможно). И может быть реализован общий порядок установления цен, описанный в пп. 21 – 24 Положения, утв. ПП № 1465.

Получить официальный ответ по данному вопросу возможно, направив соответствующий запрос в ФАС России.

Можем ли мы отказаться от поставки своего изделия нашему Заказчику в рамках ГОЗ, если он не принимает цену на наше изделие и предлагает поставить по цене, которая для нас является убыточной? Предусмотрена ли ответственность за отказ? И может ли кто-то обязать нас поставить по цене, по которой Заказчик готов закупить изделие? Наша организация в реестр единственных поставщиков не включена.

Если вы, как поставщик не являетесь организацией, занимающей доминирующее положение на соответствующем рынке, вас нельзя понудить (заставить) заключить контракт по ГОЗ.

Обязательность заключения контракта ГОЗ (и соответствующая ответственность за отказ (уклонение) от такого контракта ГОЗ) предусмотрена только в отношении организации, занимающей доминирующее положение с учетом критериев, предусмотренных ст. 14 Закона № 275-ФЗ.

Согласно ст. 14 Закона 275-ФЗ, если организация занимает доминирующее положение (в т.ч. в случае, если в конструкторской документации предусмотрено использование покупного комплектующего изделия или иной продукции (товаров, работ, услуг), необходимого для выполнения ГОЗ) – то такую организацию можно понудить заключить контракт на условиях ГОЗ (в т.ч. через ФАС). За отказ от заключения контракта – может быть применена мера адм. ответственности (ст. 7.29.2 КоАП РФ).

При этом, кроме штрафа за данное правонарушение ФАС России выдаст предписание на заключение контракта в рамках норм Закона о ГОЗ. (аналогичный случай был рассмотрен в суде по делу № А40-40184/2018-144-418).

Но и в отношении ед. поставщика (организации, занимающей доминирующее положение) нельзя заставить заключать договор, если причиной такого отказа будут указаны экономические (в т.ч. цена), технические и иные основания.

Более того, обращаем внимание, что заключение контракта по цене продукции, в которой размер прибыли ниже минимального уровня рентабельности, указанного в ПП № 1465 (10% от собственных затрат или 5% от полной себестоимости, если вы выполняете более 20% объема работ) не соответствует нормам законодательства о ГОЗ (т.е. такие требования противоречат НПА). Обязать (понудить) заключить убыточный контракт никто не может.

Как правильно применять % прибыли по статье затрат «Затраты собственного производства»? В ПП № 1388 от 23.08.2021 г. указано, что «привнесенные затраты»-это затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. О затратах на изделия собственного производства ничего не значится. Наше предприятие изготавливает продукцию, которая включает в себя три технологических перехода и основная часть материальных затрат именно в первых двух переходах, на себестоимость которых, прибыль не накручивается. Можно ли на статью затрат «Затраты собственного производства» рассчитать прибыль, не превышающую 20%?

Действительно, в соответствии с изменениями в ПП № 1465, которые внесены 23.08.2021 ПП № 1388, размер рентабельности на все привнесенные затраты с
1 января 2022 г. составляет 1%
.

Таким образом, с 01.01.2022 г. все затраты на приобретение материалов (вся статья «Материалы») становятся привнесенными затратами с нормой рентабельности 1%.

Согласно разъяснениям ФАС России от 15.09.2021: «с 01.01.2022 под привнесенными затратами будут пониматься затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ и услуг. Данное изменение направлено на установление единого подхода к определению плановой рентабельности (прибыли) на сырье, материалы, комплектующие изделия (полуфабрикаты)».

Таким образом все использованные материалы (вся сумма по статье калькуляции «Материалы», за исключением изделия собственного производства) становятся привнесенными затратами, а весь труд (ФОТ) – это всегда собственные затраты.

Затраты по статье «затраты на изделия собственного производства», включающая затраты на изготовление собственными производствами организаций сырья, материалов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации, входят в состав статьи калькуляции «Материальные затраты», но себестоимость таких полуфабрикатов состоит как из собственных (трудовых ресурсов, прочих косвенных затрат), так и привнесённых затрат (материалов, сырья услуг сторонних организаций и пр.).

С учетом изложенного для того, чтобы правильно рассчитать норматив рентабельности следует «разагрегировать» себестоимость изготовления изделий собственного производства – на элементы (мат. затраты – это привнесенные с нормативом рентабельности 1%, а трудовые затраты и ОПР (АУР – при наличии) – это собственные затраты с нормой рентабельности 20%).

Признавать всю статью калькуляции «Затраты собственного производства» - в качестве собственных и применять при расчете прибыли норму, не превышающую 20% считаем некорректным (не соответствующим требованиям ПП № 1465).

В каких случаях формируется пакет РКМ для выдачи заключения ВП? В каких конкретно случаях ВП, закрепленное за предприятием? должно выдать заключение? Должно ли выдаваться заключение ВП только на фиксированную цену?

Обращаем внимание, что согласно ПП № 1388 заключение ВП о цене требуется только при затратном методе (методе индексации базовой цены) в отношении продукции, имеющей утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию (НТД), а в отношении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ - на продукцию, имеющую утвержденное (согласованное) государственным заказчиком тактико-техническое (техническое) задание. При применении метода сравнимой цены и (или) если продукция не имеет согласованных с гос.заказчиком документацию (принятых в составе НТД головного исполнителя) - в этих случаях участие ВП в установлении цены (выдача заключения о цене) ПП № 1465 (в редакции от 23.08.2021 г. № 1388) не требуется (не предусмотрено нормами законодательства о ГОЗ).

Заключение ВП выдается как на ориентировочную (если такая модель цены предусмотрена условиями контракта), так и на фиксированную цену.

Подскажите, пожалуйста, правомерность действий в следующей ситуации. Предприятие наполняет взрывчатым веществом артиллерийские снаряды. В связи с тем, что перевод цены из ориентировочной в фиксированную по государственному оборонному заказу осуществляется за 2 месяца до отгрузки, предприятие не владеет информацией о точном количестве использованного продукта. В результате технологического допуска остался продукт в рамках ГОЗ (маркированный по ИГК). В цене перевод осуществлен по плановой норме, по факту использовано чуть меньше. Возможны ли варианты использования данного продукта: 1) на другой ГОЗ, (в этом случае нужно брать продукт по нулевой стоимости (в объемах перенесенных остатков)? 2) по экспортным контрактам? 3) или иное?

В описанной ситуации лучше «перестраховаться», так как такая «экономия» - может не попасть под нормы ст. 54 и 57 ПП № 1465 – основания законного получения доп. прибыли (в условиях снижения затрат), т.е. в этом случае может быть оспорен факт точности (правомерности) определения ТФЦ – плановых затрат.

Если цена продукта была заложена в сумму затрат на изготовление (в части плановых), и это было признано в цене (но по факту расход материала объективно меньше), то фактически заказчик оплатил его стоимость. Дальнейшее использование оставшегося продукта - по согласованию с заказчиком. По нашему мнению, вариант 1 - на другой ГОЗ, в этом случае целесообразнее (менее рискованно брать продукт по нулевой стоимости - в объемах перенесенных остатков).

Остальные варианты могут быть квалифицированы, как признаки нарушения (завышения цены и (или) нецелевого расходования ресурсов контракта ГОЗ).

Полуфабрикаты собственного производства могут учитываться по плановой (нормативной) себестоимости с последующим доведением ее до фактической себестоимости.