Как правильно применять % прибыли по статье затрат «Затраты собственного производства»? В ПП № 1388 от 23.08.2021 г. указано, что «привнесенные затраты» - это затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. Какой процент прибыли может применяться на изделия собственного производства?

Затраты по статье «затраты на изделия собственного производства», включающей затраты на изготовление собственными производствами организаций сырья, материалов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации, входят в состав статьи калькуляции «Материальные затраты», но себестоимость таких полуфабрикатов состоит как из собственных (трудовых ресурсов, прочих косвенных затрат), так и привнесённых затрат (материалов, сырья услуг сторонних организаций и пр.).

С учетом изложенного для того, чтобы правильно рассчитать норматив рентабельности следует «разагрегировать» себестоимость изготовления изделий собственного производства – на элементы (мат. затраты – это привнесенные с нормативом рентабельности 1%, а трудовые затраты и ОПР (АУР – при наличии) – это собственные затраты с нормой рентабельности 20(25)%).

Показать полную версию ответа

Действительно, в соответствии с изменениями в ПП № 1465, которые внесены 23.08.2021 ПП № 1388, размер рентабельности на все привнесенные затраты с 1 января 2022 г. составляет 1%.

Таким образом, с 01.01.2022 г. все затраты на приобретение материалов (вся статья «Материалы») становятся привнесенными затратами с нормой рентабельности 1%.

Согласно разъяснений ФАС России от 15.09.2021: «с 01.01.2022 под привнесенными затратами будут пониматься затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ и услуг. Данное изменение направлено на установление единого подхода к определению плановой рентабельности (прибыли) на сырье, материалы, комплектующие изделия (полуфабрикаты)».

Таким образом все использованные материалы (вся сумма по статье калькуляции «Материалы», за исключением изделия собственного производства) становятся привнесенными затратами, а весь труд (ФОТ) – это всегда собственные затраты.

Затраты по статье «затраты на изделия собственного производства», включающей затраты на изготовление собственными производствами организаций сырья, материалов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации, входят в состав статьи калькуляции «Материальные затраты», но себестоимость таких полуфабрикатов состоит как из собственных (трудовых ресурсов, прочих косвенных затрат), так и привнесённых затрат (материалов, сырья услуг сторонних организаций и пр.).

С учетом изложенного для того, чтобы правильно рассчитать норматив рентабельности следует «разагрегировать» себестоимость изготовления изделий собственного производства – на элементы (мат. затраты – это привнесенные с нормативом рентабельности 1%, а трудовые затраты и ОПР (АУР – при наличии) – это собственные затраты с нормой рентабельности 20(25)%).

Признавать всю статью калькуляции «Затраты собственного производства» - в качестве собственных и применять при расчете прибыли норму, не превышающую 20(25) % считаем некорректным (не соответствующим требованиям ПП № 1465).

Когда применяется метод сравнимых цен на поставку комплектующих и возможно ли это делать вместо затратного метода?

«Метод сравнимой цены» – это метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену). На практике в ГОЗ рыночной ценой признается минимально возможная (при сохранении потребительских свойств, указанных заказчиком с учетом существенных условий поставки). Рыночный уровень цен должен быть определен с учетом существенных условий поставки (срока, объема и условий оплаты).

Согласно нормам ПП № 1465, которое определило принцип приоритизации (последовательность использования) методов, выбор метода определения цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, зависит от вида (особенностей) поставляемой продукции. Согласно правилам ПП №1465 обоснование цены должно осуществляться в порядке, начиная с метода рыночных индикаторов, метода сравнимой цены и только в случае, если этими методами не удается определить цену – используется затратный метод.

Если для данной продукции невозможно получить подтверждающие документы (ценовые предложения) о рыночном значении цены в сопоставимых существенных условиях поставки (сроки, объем, порядок оплаты), то, следовательно, необходимо переходить на затратный метод (затраты плюс прибыль по формуле «1+20(25)»).

Показать полную версию ответа

Согласно нормам ПП № 1465, которое определило принцип приоритизации (последовательность использования) методов, выбор метода определения цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, зависит от вида (особенностей) поставляемой продукции. Согласно правилам ПП №1465 обоснование цены должно осуществляться в порядке, начиная с метода рыночных индикаторов, метода сравнимой цены и только в случае, если этими методами не удается определить цену – используется затратный метод.

В первую очередь следует провести актуальный анализ рынка (дать оценку наличия для данной продукции функционирующего (конкурентного) рынка). В соответствии с требованиями цена поставщика продукции по ГОЗ должна быть самой низкой из трех коммерческих предложений, которые вам представят потенциальные поставщики или вы самостоятельно найдете информацию о цене.

«Метод сравнимой цены» – это метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену). На практике в ГОЗ рыночной ценой признается минимально возможная (при сохранении потребительских свойств, указанных заказчиком с учетом существенных условий поставки). Рыночный уровень цен должен быть определен с учетом существенных условий поставки (срока, объема и условий оплаты).

На практике, согласно подходам МО РФ и иных органов – при обосновании цены методом сравнимой цены у заказчика (покупателя) должно быть на руках как минимум три ценовых предложения (коммерческие предложения от потенциальных поставщиков (исполнителей) на сопоставимых условиях поставки продукции).

Поставщик, как предполагаемый участник исполнения ГОЗ – должен сформировать свое ценовое предложение с учетом требований пп. «е» п. 37 ПП № 1465, а также п. 2 Перечня, утв. Приказом МО РФ № 329.

Периодичность проведения анализа рынка не ограничена, но использование ценовой информации с давностью более одного года – не допускается согласно требованиям ПП № 1465 в части применения метода сравнимой цены и анализа рыночной цены на сравнимую продукцию.

Если для данной продукции невозможно получить подтверждающие документы (ценовые предложения) о рыночном значении цены в сопоставимых существенных условиях поставки (сроки, объем, порядок оплаты), то, следовательно, необходимо переходить на затратный метод (затраты плюс прибыль по формуле «1+20(25)»).
Подчёркиваем, что согласно ч. 3 ст. 8 275-ФЗ ЗАПРЕЩЕНО устанавливать экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованную цену на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающую цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Каким документом руководствоваться при определении допустимого размера прибыли, если используется не затратный метод формирования цены?

Ограничение размера прибыли (рентабельности) предусмотрено только при затратном методе определения цены.

Пункт 58 ПП № 1465 нормативно установил, что при методе рыночных индикаторов и методе сравнимой цены (т.е. не затратных методах формирования цен) никаких ограничений планового размера и тем более фактической суммы прибыли не установлено (формула «1+25» (с учетом изменений ПП № 935) при рыночных методах определения цены продукции ГОЗ не применяется).

Показать полную версию ответа

Ограничение размера прибыли (рентабельности) предусмотрено только при затратном методе определения цены.

Пункт 58 ПП № 1465 нормативно установил, что при методе рыночных индикаторов и методе сравнимой цены (т.е. не затратных методах формирования цен) никаких ограничений планового размера и тем более фактической суммы прибыли не установлено (формула «1+25» (с учетом изменений ПП № 935) при рыночных методах определения цены продукции ГОЗ не применяется).

Нет ограничения прибыли, но есть требования обоснования (подтверждения) значения цены в целом (соответствия рыночному уровню), т.е. следует обосновать не превышение рыночного значения цены на данную (сравнимую) продукцию с учетом существенных условий ее поставки (сроки, объемы, порядок оплаты).

Таким образом, при поставках «гражданской» (рыночной) продукции, цена на которую определена методом сравнимой цены и (или) анализа биржевых индикаторов, а также при индексации базовой цены – ограничения размера прибыли не установлено. Но в ходе проверки может быть исследована корректность (объективность) исходных данных, использованных при определении рыночного значения цены.

Нужно ли указывать в договоре метод определения цены поставляемой продукции в случае определения метода в РКМ? Или метод определения цены поставляемой продукции указывается в договоре в любом случае? Условие о включении в договор пункта о согласовании предельной (максимальной) величины прибыли в размере не более 25% от суммы, указанной в договоре, связано с желанием поставщика перечислить прибыль с отдельного счета на расчетный до закрытия отдельного счета головным исполнителем. Метод сравнимой цены указан в расчетно-калькуляционных материалах, которые были сформированы.

Условие о применении того или иного метода формирования цены не является обязательным, но при этом для вашего поставщика такое «согласие заказчика» будет являться дополнительным обоснованием для применения метода сравнимой цены.

Мы рекомендуем всем указывать метод определения цены в теле контракта (спецификации) и (или) подписывать отдельный протокол (см. форму 1 – приложение № 5 к приказу ФАС России 16.12.2022 № 995/22) - в специально отведенном поле (вверху справа) указать метод сравнимой цены. Такой протокол должен стать обязательным (стандартным) приложением к контракту.

Показать полную версию ответа

Условие о применении того или иного метода формирования цены не является обязательным, но при этом для вашего поставщика такое «согласие заказчика» будет являться дополнительным обоснованием для применения метода сравнимой цены.

Мы рекомендуем всем указывать метод определения цены в теле контракта (спецификации) и (или) подписывать отдельный протокол (см. форму 1 – приложение № 5 к приказу ФАС России 16.12.2022 № 995/22) - в специально отведенном поле (вверху справа) указать метод сравнимой цены. Такой протокол должен стать обязательным (стандартным) приложением к контракту.

Обращаем внимание, что при данном методе (сравнимой цены или при методе рыночных индикаторов) РКМ непосредственно НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ и не представляются заказчику (никаких расшифровок затрат не требуется). Комплект обосновывающих документов при данном методе (см. пп. «е» п. 37 ПП № 1465) иной.

Однако протокол цены – является обязательным (целесообразно иметь) – вне зависимости от метода определения цены (см. пп. а п. 37).

При этом действительно включение в договор пункта о согласовании предельной (максимальной) величины прибыли в размере не более 20% от суммы, указанной в договоре нацелено на недопущение приостановки операции по перечислению прибыли с отдельного (или лицевого) счета при банковском (или казначейском) сопровождении (и не связано с порядком ценообразования). Однако, если в контракте не будет содержаться абсолютное значение прибыли (в рублях), то это не позволит организации перечислить прибыль.

Можно ли реализовывать исполнителю товар по разным ценам для государственного оборонного заказа и для коммерческого рынка? При проверке исполнения контракта по ГОЗ будут ли проверяющие органы запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам? Какие риски у Продавца в данном случае за продажу товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору?

Продажа товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору, прямо запрещена согласно п. 3 ст. 8 275-ФЗ.

С учетом «рыночных» методов ценообразования цена должна быть сформирована с учетом положений НПА по ГОЗ (ПП № 1465) не выше рынка (рыночного уровня цены).

Поставки (контракты) у исполнителя ГОЗ на одинаковую продукцию должны быть приняты (сопоставлены) с учетом сравнимости (сопоставимости) существенных условий (сроки, объемы, условия оплаты).

Таким образом, запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам обязательно будут не только в ходе проверки контрольных (надзорных) органов.

Такая информация в обязательном порядке должна быть заявлена в составе обосновывающих документов (см. пп. «е» п. 37 Положения, утв. ПП № 1465 - сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме является обязательным документом в пакете обосновывающих материалов при формировании цен).

Завышение цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ попадает под состав правонарушения по ст. 14.55.2 КоАП РФ (штраф - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей).

Показать полную версию ответа

Наличие аналогичных сделок (поставок по иным контрактам данному потребителю или иным заказчикам) является одним из индикаторов (подтверждением) наличия сведений о рыночном значении цены на такую продукцию, т.е. есть исходными данными для применения именно «рыночных» методов формирования цен. И в этом случае метод сравнимой цены является приоритетным.

С учетом данного метода цена должна быть сформирована с учетом положений НПА по ГОЗ (ПП № 1465) не выше рынка (рыночного уровня цены).

Поставки (контракты) у исполнителя ГОЗ на одинаковую продукцию должны быть приняты (сопоставлены) с учетом сравнимости (сопоставимости) существенных условий (сроки, объемы, условия оплаты).

Таким образом, запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам обязательно будут не только в ходе проверки контрольных (надзорных) органов.

Такая информация в обязательном порядке должна быть заявлена в составе обосновывающих документов (см. пп. «е» п. 37 Положения, утв. ПП № 1465 - сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме является обязательным документом в пакете обосновывающих материалов при формировании цен).

Продажа товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору, прямо запрещена согласно п. 3 ст. 8 275-ФЗ.

Поэтому в случае, если затратным методом была обоснована цена выше, чем «рыночная» - коммерческая цена (цена для коммерческого рынка), то это в любом случае имеет основание для дополнительной проверки, в том в числе в части того, что часть затрат «перенесена» - перераспределена с «убыточного» коммерческого контракта на затраты по ГОЗ.

Факт наличия поставки по ГОЗ с уровнем цен выше, чем по коммерческим контрактам является одной из основных риск-ориентировок (маркером) наличия нарушения при определении цены (т.е. такой факт будет рассматриваться как признак возможного завышения цены).

Еще раз обращаем внимание, что установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке, ЗАПРЕЩЕНО. Т.е. сам поставщик (исполнитель) не вправе предлагать цену, превышающую цену на сравнимую продукцию по имеющимся у него сделкам с иными (в т.ч. гражданским) потребителями.

С учетом изложенного, описанная ситуация имеет признак (может быть квалифицирована) как завышение цены и попадает под состав правонарушения по ст. 14.55.2 КоАП РФ (штраф - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей).

Кроме того, может быть пересмотрен результат исполнения такого контракта (цена снижена и по предписанию ФАС России - «сумма ущерба» - в размере завышения цены может быть потребована к возврату в бюджет).

Как устанавливать БАЗОВУЮ цену на изделия по договоренности между заказчиком и поставщиком (помимо ФАС России, если цена не подлежит регистрации). На практике военный представитель отказывается согласовать аналогичную договоренность и говорит, что базовая цена устанавливается только через регистрацию в ФАС России. Есть ли какой-то нормативный документ либо другой источник информации, где оговорена возможность установки базовой цены по договоренности между заказчиком и поставщиком помимо ФАС России?

Решение о базовой цене может быть принято (по соглашению сторон) на основании цены, сформированной затратным методом. При этом должны быть соблюдены все условия, предусмотренные пп. 21 – 26 ПП № 1465.

Решение о базовой цене может быть оформлено путем подписания отдельного соглашения (по согласию сторон) и (или) протокола цены – форма № 1 к прил. № 5, утв. приказом ФАС России 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г – приказом № 1138/19). В указанной форме в отдельной ячейке «Примечание» - следует отразить факт установления базовой цены. Протокол подписывается двумя сторонами контракта (заказчиком и поставщиком).

Решение (указание) от ВП о фиксации цены как базовой невозможно, так как не предусмотрено нормами ПП № 1465 и ПП № 804 (выходит за рамки его компетенции). ВП может лишь «рекомендовать».

Так как цена на продукцию, поставляемую участниками кооперации, не проходит процедуру регистрации (не требуется), то необходимости регистрации базовой цены в данном случае нет (невозможно). И может быть реализован общий порядок установления цен, описанный в пп. 21 – 24 Положения, утв. ПП № 1465.

Показать полную версию ответа

Действительно, регламент (порядок действий и оформления решения) о базовой цене участниками кооперации (исполнителями ГОЗ) в настоящее время четко не зафиксирован. Отдельных решений (нормативных актов), определяющих такие правила, нет.

Однако, основываясь на сложившейся практике (в т.ч. с учетом позиции ФАС России, а также ответов на подобные вопросы должностных лиц МО РФ и ФАС России рабочих встречах – совещаниях, проводимых «Эксперт 275») эксперты считают возможным дать следующие пояснения.

Если ранее уже была сформирована цена затратным методом, заказчик может предложить вам установить такую цену как базовую и далее индексировать ее на действующий индекс цен (т.е. устанавливать цену методом индексации базовой цены при условии неизменности существенных условий поставки). Алгоритм расчета цены методом индексации базовой цены регламентирован п. 21 -26 Положения, утв. ПП № 1465.

Приведенный в указанных пунктах алгоритм расчета цены контракта (цены поставки продукции (товара)) не применяется, если ранее базовая цена не была установлена (согласована с заказчиком в качестве базовой) (см. п. 21 ПП № 1465). При этом отмечается, что согласно п. 15 ПП № 1465, в случае, если цена единицы продукции была определена затратным методом, такая цена на последующие годы при соблюдении условий, установленных пунктами 21 и 27 настоящего Положения, подлежит определению методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям затрат, т.е. требование использования именно метода индексации цены (установления базовой цены) является императивной нормой, обязательной для исполнения (без возможности неисполнения такого требования при условии соблюдения предусмотренных ПП № 1465 требований и оснований для использования именно базовой цены).

По мнению наших экспертов, каждая цена, ранее установленная затратным методом, ДОЛЖНА (подлежит установлению) становиться базовой, если не нарушены (выполнены) требования пп. 21-24 Положения о гос. регулировании, утв. ПП № 1465. Однако, такой подход не нашел своего повсеместного воплощения.

Решение о базовой цене может быть оформлено путем подписания отдельного соглашения (по согласию сторон) и (или) протокола цены – форма № 1 к прил. № 5, утв. приказом ФАС России 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г – приказом № 1138/19). В указанной форме в отдельной ячейке «Примечание» - следует отразить факт установления базовой цены. Протокол подписывается двумя сторонами контракта (заказчиком и поставщиком).

Одностороннее установление базовой цены (без согласия второй стороны контракта) невозможно. С каждым отдельным заказчиком (поставщиком) требуется заключить отдельное соглашение.

При этом, безусловно, во вновь заключаемом контракте необходимо «прописать», что в следующий период поставки цена устанавливается методом индексации базовой цены (при наличии решения о ее установлении и отсутствии оснований для пересмотра базовой цены).

У ВП МО РФ нет полномочий по установлению или согласованию (выдаче заключения) о базовой цене. ВП, согласно возложенных функций, рассматривает пакет РКМ на формирование фиксированной цены затратным методом. А уже после получения заключения ВП, исполнитель ГОЗ, как предприятие-заказчик, совместно с поставщиком принимает решение о применении этой цены в качестве базовой при последующих поставках.

Однако, порядок (возможность) получения заключения ВП при применении метода индексации базовой цены установлен, в том числе доведенными указаниями о пакете обосновывающих документов в зависимости от метода (так называемый ЧЕК-лист). В данном случае — это затратный метод. Применение метода индексации базовой цены невозможно, если ранее не была достигнута договоренность, что цена является именно базовой.

Решение (указание) от ВП о фиксации цены как базовой невозможно, так как не предусмотрено нормами ПП № 1465 и ПП № 804 (выходит за рамки его компетенции). ВП может лишь «рекомендовать».

Кроме того, имеется практика «требования» со стороны ВП, т.е. «прямого указания на неприменение базовой цены», даже в условиях соблюдения всех норм п. 21 ПП № 1465. Встречается позиция отдельных сотрудников, что все базовые цены должны быть зарегистрированы в ФАС России. Такая позиция ошибочна и противоречит разъяснениям ФАС России от 06.02.2018г.  №МО/7588-ПР/18. В данном документе предусмотрено, что регистрации подлежит базовая цена, ранее сформированная затратным методом, только в отношении той продукции, которая подлежит регистрации цен согласно ПП № 1465.

Так как цена на продукцию, поставляемую участниками кооперации, не проходит процедуру регистрации (не требуется), то необходимости регистрации базовой цены в данном случае нет (невозможно). И может быть реализован общий порядок установления цен, описанный в пп. 21 – 24 Положения, утв. ПП № 1465.

Получить официальный ответ по данному вопросу возможно, направив соответствующий запрос в ФАС России.

Можем ли мы отказаться от поставки своего изделия нашему Заказчику в рамках ГОЗ, если он не принимает цену на наше изделие и предлагает поставить по цене, которая для нас является убыточной? Предусмотрена ли ответственность за отказ? И может ли кто-то обязать нас поставить по цене, по которой Заказчик готов закупить изделие? Наша организация в реестр единственных поставщиков не включена.

Если вы, как поставщик, не являетесь организацией, занимающей доминирующее положение на соответствующем рынке, вас нельзя понудить (заставить) заключить контракт по ГОЗ.

Обязательность заключения контракта ГОЗ (и соответствующая ответственность за отказ (уклонение) от такого контракта ГОЗ) предусмотрена только в отношении организации, занимающей доминирующее положение с учетом критериев, предусмотренных ст. 14 Закона № 275-ФЗ.

Но и в отношении ед. поставщика (организации, занимающей доминирующее положение) нельзя заставить заключать договор, если причиной такого отказа будут указаны экономические (в т.ч. цена), технические и иные основания.

Более того, обращаем внимание, что заключение контракта по цене продукции, в которой размер прибыли ниже минимального уровня рентабельности, указанного в ПП № 1465 (10% от собственных затрат или 5% от полной себестоимости, если вы выполняете более 20% объема работ) не соответствует нормам законодательства о ГОЗ (т.е. такие требования противоречат НПА). Обязать (понудить) заключить убыточный контракт никто не может.

Показать полную версию ответа

Если вы, как поставщик, не являетесь организацией, занимающей доминирующее положение на соответствующем рынке, вас нельзя понудить (заставить) заключить контракт по ГОЗ.

Обязательность заключения контракта ГОЗ (и соответствующая ответственность за отказ (уклонение) от такого контракта ГОЗ) предусмотрена только в отношении организации, занимающей доминирующее положение с учетом критериев, предусмотренных ст. 14 Закона
№ 275-ФЗ.

Согласно ст. 14 Закона 275-ФЗ, если организация занимает доминирующее положение (в т.ч. в случае, если в конструкторской документации предусмотрено использование покупного комплектующего изделия или иной продукции (товаров, работ, услуг), необходимого для выполнения ГОЗ), то такую организацию можно понудить заключить контракт на условиях ГОЗ (в т.ч. через ФАС). За отказ от заключения контракта – может быть применена мера адм. ответственности (ст. 7.29.2 КоАП РФ).

При этом, кроме штрафа за данное правонарушение ФАС России выдаст предписание на заключение контракта в рамках норм Закона о ГОЗ (аналогичный случай был рассмотрен в суде по делу № А40-40184/2018-144-418).

Но и в отношении ед. поставщика (организации, занимающей доминирующее положение) нельзя заставить заключать договор, если причиной такого отказа будут указаны экономические (в т.ч. цена), технические и иные основания.

Более того, обращаем внимание, что заключение контракта по цене продукции, в которой размер прибыли ниже минимального уровня рентабельности, указанного в ПП № 1465 (10% от собственных затрат или 5% от полной себестоимости, если вы выполняете более 20% объема работ) не соответствует нормам законодательства о ГОЗ (т.е. такие требования противоречат НПА). Обязать (понудить) заключить убыточный контракт никто не может.

В связи с ужесточением мер, связанных с исполнением ГОЗ можно ли отказаться от поставки своего изделия нашему Заказчику в рамках ГОЗ? Предусмотрена ли ответственность за отказ? И может ли кто-то обязать нас поставить по цене, по которой Заказчик готов закупить изделие?

Да, действительно, нормами 275-ФЗ сейчас предусмотрена обязательность заключения контракта по ГОЗ - при условии отсутствия экономических и иных (в т.ч. технологических причин) такого отказа.

Вместе с тем в новом Законе от 14.07.2022 г. № 272-ФЗ указано на безусловное требование заключения контрактов по ГОЗ – в рамках принятия особых мер при проведении СВО. Юридические лица не вправе отказаться от заключения в рамках ГОЗ (275-ФЗ) гос.контрактов (контрактов) на поставку продукции в целях обеспечения проведения ВС РФ контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ (ч. 3 ст. 1 272-ФЗ).

При этом, согласно вступившего в силу 365-ФЗ от 24.09.2022 г. вводится уголовная ответственность за повторный (после ранее установленного административного деяния по ст. 17.29.2 КоАП РФ) отказ от заключения или уклонение от заключения договора, необходимого для выполнения ГОЗ. Такая форма ответственности предусмотрена только если заключение таких гос.контрактов либо договоров является обязательным в соответствии с федеральным законом, т.е. с учетом норм ст. 6 (п. 6 и 6.1) 275-ФЗ.

Показать полную версию ответа

Да, действительно, нормами 275-ФЗ сейчас предусмотрена обязательность заключать контракт по ГОЗ - при условии отсутствия экономических и иных (в т.ч. технологических причин) такого отказа.

Вместе с тем в новом Законе от 14.07.2022 г. № 272-ФЗ указано на безусловное требование заключения контрактов по ГОЗ в рамках принятия особых мер при проведении СВО. Юридические лица не вправе отказаться от заключения в рамках ГОЗ (275-ФЗ) гос.контрактов (контрактов) на поставку продукции в целях обеспечения проведения ВС РФ контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ (ч. 3 ст. 1 272-ФЗ).

При этом, согласно вступившего в силу 365-ФЗ от 24.09.2022 г. вводится уголовная ответственность за повторный (после ранее установленного административного деяния по ст. 17.29.2 КоАП РФ) отказ от заключения или уклонение от заключения договора, необходимого для выполнения ГОЗ. Такая форма ответственности предусмотрена только если заключение таких гос.контрактов либо договоров является обязательным в соответствии с федеральным законом, т.е. с учетом норм ст. 6 (п. 6 и 6.1) 275-ФЗ.

Если вы не согласны с уровнем цены, рекомендованным ВП в его заключении, вы вправе отказаться от заключения такого убыточного контракта. Заставить вас работать по ГОЗ при наличии у вас экономических причин отказа (в убыток) никто не может.

При этом, если ваш заказчика обратится в ФАС по факту вашего отказа в заключении убыточного контракта, и вы сможете доказать причины такого отказа (необеспеченный в цене продукции минимальный уровень рентабельности), то заставить или наказать вас не могут.

Поэтому одним из возможных (но не 100% успешным) вариантов получить цену, выше заключения ВП, является отказ от заключения контракта по указанной цене и проведения переговоров с вашим заказчиком о заключении контракта по более высокой цене. Обязательности заключения контракта по цене из заключения ВП МО РФ законодательством о ГОЗ не предусмотрено.

В части возможности привлечения к ответственности (по ст. 17.29.2 КоАП РФ и (или) ст. ст. 201.3 и 285.6 УК РФ – практики признания факта нарушения (без учета наличия причин – оснований для такого отказа) в настоящее время нет. На уровне неофициальных ответов – есть мнение, что проверка причин (обоснованности оснований) для отказа от заключения контрактов по ГОЗ станет более жесткая. Поэтому риск признания указанных действий противоправными (со слов представителей ФАС России) имеется.

В связи с выходом постановления 935 от 21.05.2022 г. можно применять прибыль 1+25 без ограничений при использовании затратного метода?

Данная норма рентабельности до 25% от суммы собственных затрат (при затратном методе) вступила в силу с 24.05.2022 (постановление Правительства от 21.05.2022 № 935). Если решение о фиксированной цене принимается после этой даты – вы вправе использовать актуальные нормы (редакцию) данного нормативного акта.

Показать полную версию ответа

Данная норма рентабельности до 25% от суммы собственных затрат (при затратном методе) вступила в силу с 24.05.2022 (постановление Правительства от 21.05.2022 № 935). Если решение о фиксированной цене принимается после этой даты – вы вправе использовать актуальные нормы (редакцию) данного нормативного акта.

Таким образом при заключении контрактов по ГОЗ после вступления в силу новых поправок ПП 935 и соблюдении всех требований п. 54 пп 1465 норма рентабельности может быть принята в размере не более 25% (вне зависимости от ИГК – главное факт. – дата заключения вашего контракта и актуальная нормативная база (норма ПП № 1465, действующая на момент установления ваше цены).

При этом нормами постановления Правительства РФ от 09.12.2022 № 2280 дополнительное обоснование размера плановой рентабельности собственных затрат необходимо в случае, если ее размер превысил 25%, размер разрешенной прибыли привнесенных затрат остался прежним - 1%. После вступления в силу норм постановления Правительства РФ от 09.12.2022 № 2280 никаких дополнительных обоснований размера прибыли, превышающего 20% от собственных затрат, не требуется.

Поставщики ПКИ, работающие по ОБС просят в договоре согласовать прибыль. Цена выбрана минимальная по трем КП. На основании чего заказчик должен проверить расчет прибыли, и есть ли обязанность проверять и согласовывать размер прибыли при методе сравнимой цены?

При определении размера прибыли в сфере ГОЗ на практике существует два основных аспекта:

1. Прибыль, принятая в цене. Это зависит от метода определения цены согласно нормам 1465 ПП. При методе сравнимой цены размер прибыли не ограничен.

2. Прибыль, указанная в контракте для снятия с отдельного счета. Согласно критерию приостановки операции по перечислению прибыли в размере, больше чем 20% от цены контракта (этот критерий не равнозначен правилу форм «1+20(25)», так как 20% от цены контракта – это до 25% от полной себестоимости) – он является ориентиром (критерием) мониторинга. Это не запрет, а именно приостановка операции по перечислению.

Никаких особых требований для обоснования суммы прибыли (проверки) в рамках отражения ее в условиях контракта для целей последующего перечисления с ОБС не предусмотрено. Наличие расшифровки затрат и размера прибыли при методе сравнимой цены (при поставках по рыночным ценам) в обязательном порядке предоставления не требуется (исключительно по запросу).

Показать полную версию ответа

При определении размера прибыли в сфере ГОЗ на практике существует два основных аспекта:

1. Прибыль, принятая в цене. Это зависит от метода определения цены согласно нормам 1465 ПП. При методе сравнимой цены размер прибыли не ограничен. Подтверждаем - это постулат.

2. Прибыль, указанная в контракте для снятия с отдельного счета. В этой связи мы не можем не предупредить, что есть критерий приостановки операции по перечислению прибыли в размере, больше чем 20% от цены контракта (этот критерий не равнозначен правилу форм «1+20», так как 20% от цены контракта – это до 25% от полной себестоимости) – он является ориентиром (критерием) мониторинга. Это не запрет, а именно приостановка операции по перечислению. В 99% случаях после 5 дней приостановки такая операция осуществляется (деньги переводятся на ваш расчетный счет).

Размер прибыли (определение абсолютного размера), указанный в вашем контракте в целях перечисления с отдельного счета при банковском сопровождении расчетов по ГОЗ, к сожалению, до сих пор законодательно не приобрел однообразности трактования именно в этой части.

По нашему мнению, (по устоявшемуся подходу экспертного сообщества) в контракте для снятия определяется именно плановое значение. Поэтому отражение в контракте планового размера прибыли (с уровнем - не более 20% от цены контракта) в соответствии с особым порядком (критериям) по приостановке операций касается именно режима финансирования – расчетов со спец. счетов (и на прямую не связано с порядком ценообразования).

При этом, после приостановки и соответствующего «одобрения» такой операции ГОЛОВНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (вашим заказчиком) транзакция по перечислению прибыли в размере, превышающем 20%, должна быть санкционирована (деньги будут перечислены). Если ваш головной исполнитель даст согласие или просто промолчит (ничего не ответит в течение этих 3-4 дней), то прибыль вам перечислят в размере, указанном в контракте.

Риск в этом случае только, если головной исполнитель – «успеет среагировать» и направит запрет (у него такое право есть), только в этом случае банк откажет в переводе прибыли.

Таким образом, такая операция по приостановке перечисления не является ЗАПРЕТОМ на установление прибыли более 20% (является особой процедурой контроля).

Отметим, что в контракте следует предусмотреть пункт (указать) о методе определения цены. А пункт о прибыли в размере (пределах) 20% от цены контракта - указывается для технического перечисления массы денег после исполнения контракта (больше указывать не рекомендуется именно в целях предотвращения приостановки операции и информирования Росфинмониторинга о размере прибыли по данному контракту ГОЗ). Обязательность (необходимость) корректировки планового размера прибыли с учетом факт. затрат (в т.ч. курсовых разниц) законодательно не установлена (не предусмотрена). Никаких особых требований для обоснования суммы прибыли (проверки) в рамках отражения ее в условиях контракта для целей последующего перечисления с ОБС не предусмотрено. Наличия расшифровки затрат и размера прибыли при методе сравнимой цены (при поставках по рыночным ценам) не требуется.

Рекомендуем придерживаться устранявшейся практики – указывать в таких контрактах сумму прибыли в пределах 20% от цены контракта.

Согласно договору за 2 месяца до окончания поставки предстоит перевод цены из ориентировочной в фиксированную. Какие экономические нормативы (их уровень) применяют при формировании фактических затрат, какие в планируемых до конца поставки (из отчетной калькуляции или плановые)?

Перевод в фиксированную цену может осуществляться по плановым (ожидаемым) затратам – если такой порядок предусмотрен условиями контракта.

Согласно норм п. 44 ПП № 1465 предусмотрено, что условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов, используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями.

Так согласно поправок, принятых ПП № 390, допускает применение именно тех показателей (тех значений), которые были использованы именно на этапе заключения контракта, т.е. в ориентировочной цене. Такие значения могут быть приняты в ТФЦ (даже без учета факта) – но только если это прямо прописано в условиях перевода. Таким образом, порядок перевода в фиксированную с применением ОЭПиН – должен быть предусмотрен условиями контракта.

Показать полную версию ответа

Как правило, на момент перевода принимаются (заявляются и анализируются) данные о фактических затратах, в т.ч. уровне оплаты труда и накладных (на момент перевода) – гр. 4.1. плановой калькуляции – это данные о понесенных затратах согласно сведениям о раздельном учете. В части ожидаемых (плановых) затрат гр. 4.2. плановой калькуляции – до момента окончания работ всегда принимаются нормативные (плановые значения – из ориентировочной цены).

Перевод в фиксированную цену может осуществляться по плановым (ожидаемым) затратам – если такой порядок предусмотрен условиями контракта.

Согласно норм п. 44 ПП № 1465 предусмотрено, что условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов, используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями.

Так согласно поправок, принятых ПП № 390, допускает применение именно тех показателей (тех значений), которые были использованы именно на этапе заключения контракта, т.е. в ориентировочной цене). Такие значения могут быть приняты в ТФЦ (даже без учета факта) – но только если это прямо прописано в условиях перевода. Таким образом, порядок перевода в фиксированную с применением ОЭПиН – должен быть предусмотрен условиями контракта.

Если перевод будет осуществлен по расчетным (плановым) значениям (в т.ч. ОЭПиН, принятым в ориентировке), то такая фиксированная цена не будет более обоснованной (корректно рассчитанной). Обращаем внимание, что перевод в фиксированную цену должен производиться на основании уточненных (подтвержденных) данных, которые НЕ БЫЛИ известны на момент заключения контракта (на момент установления ориентировочной цены).

Таким образом порядок перевода ориентировочной цены в фиксированную (и возможность использования их при расчете ТФЦ) должны быть определены в условиях вашего контракта.

При этом, согласно подходов МО РФ (есть сложившая арбитражная практика) при переводе ориентировочной цены в фиксированную основные экономические показатели (в т.ч. заработная плата) принимаются в размере, НЕ ПРЕВЫШАЮЩЕМ значения,  принятого при расчете ориентировочной цены (такой позиции придерживается ДАГК МО РФ – т.е. в пределах плановых показателей).