Нужно ли указывать ИГК в контракте на закупку комплектующих у иностранного поставщика? Каким нормативным документом регулируются требования к таким контрактам?

Нет, наличие ИГК в контракте на закупку комплектующих у иностранного поставщика не требуется.

Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № 501.  Эта процедура требуется в случае необходимости проведения оплаты иностранному поставщику с ОБС.

При этом Закон 275-ФЗ не содержит требований к иностранным поставщикам (исполнителям) о ведении «раздельного» учета затрат и раскрытия информации о ГОЗ перед поставщиками нерезидентами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом
275-ФЗ, применяются правила международного договора.

Уведомления иностранных поставщиков о включении в кооперацию и о заключении с ними контракта с соответствующими условиями по ГОЗ (в т.ч. указание ИГК) не требуется.

Согласно п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № 501 сумма контракта указывается в валюте контракта (и включена в перечень иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу) и может быть не только в рублях.

При казначейском сопровождении оплата в рамках валютного законодательства возможна (с перечислением средств с лицевого сета на ваш расчетный счет) по общим основаниям (не требует отдельного согласования). Такая операция возможна в пределах (на основании) общей суммы оплаты с поставщиками согласно Сведений (по коду 0300 и т.п.).

Могут ли государственные контракты быть без присвоения ИГК? Поступают заявки от заказчиков, где указан номер, дата государственного контракта, заключенного с МО РФ, далее указывают ИГК не присвоен и как вести раздельный учет по 275 ФЗ?

ИГК как правило содержится непосредственно в номере гос. контракта (эквивалентен реквизитам гос. контракта).

При этом, гос. контракты, расчеты по которым осуществляются (вне системы банковского сопровождения), могут не иметь стандартный формат указания ИГК по ГОЗ (25 знаков) – это возможно в рамках ГОЗ с ГРУ, ФСБ, ФСО – а также по отдельным «закрытым» заданиям МО РФ.

При этом, на момент заключения Контрактов по ГОЗ (получения заявки от заказчика) ИГК также может отсутствовать (гос. контракт еще не заключен, а только планируется) – например, в рамках формирования запаса головного исполнителя.

Контракт по ГОЗ должен иметь прямое указание о его принадлежности к исполнению заданий ГОЗ (или на 275-ФЗ).

Таким образом, Контракт в рамках ГОЗ может не содержать ссылку на ИГК, но прямое указание на 275-ФЗ (поставку в рамках ГОЗ) в контракте с Исполнителем (в случае закупки продукции, непосредственно связанной с изготовлением (поставкой) по ГОЗ (в рамках ваших обязательств по ГОЗ), должно быть (приоритетно).

133 –ФЗ (вступил в силу в мае 2021 г.), ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб. Однако, при приобретении ПКИ (полуфабрикатов) приоритетно следует указывать ссылку на принадлежность данной поставки (продукции) к ГОЗ. Даже если расчеты будут осуществляться на расчётный счет, но в контракте будет ссылка на 275-ФЗ (ГОЗ) – то такой поставщик будет признан Исполнителем ГОЗ и, следовательно, он должен вести раздельный учет.

ГОЗ (поставка в рамках 275-ФЗ) может быть и без ОБС (в т.ч. возможно и без указания на ИГК). Контракт может предусматривать как оплату на ОБС, так и на расчетный счет. Главным признаком идентификации (принадлежности) к ГОЗ является прямое указание на использование продукции для целей исполнения ГОЗ (ссылка на 275-ФЗ).

Более того, при поставке продукции по ГОЗ оплата (перечисления) с р/счета на р/счет не является противозаконной (не запрещено).

Согласно позиции МО РФ, ФАС и Минпромторга России отсутствуют основания для квалификации расчетов участников ГОЗ с поставщиками товаров (работ, услуг) без использования последними отдельных счетов в случаях, предусмотренных положениями Федерального закона № 275-ФЗ (т.е. в том числе при оплате в рамках лимита 3 млн. руб. в месяц), как несоответствующих и (или) нарушающих действующее законодательство.

Насколько глубоко в кооперации это надо транслировать, во всех без исключения контрактах, где указываем ИГК? И какая ответственность за такие нарушения если они есть? По п. 25 Положения о примерных условиях (ПП-1275) мы условия об ответственности в договорах в рамках кооперации пишем с учётом головного контракта. "С учетом\"" означает точное отражение?"

Примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу (далее – государственный контракт) и контракта (договора), заключаемого в целях выполнения государственного оборонного заказа определены «Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу», (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1275) (далее – Положение № 1275).

В данном документе есть указания на обязательные и рекомендательные (допустимые) пункты гос. контракта и контракта (конструкция указания на соответствующую редакцию в формате: «должны содержать» или «могут содержать»).

Так, Положение № 1275 содержит ряд условий, которые являются обязательными (определенными как обязанность головного исполнителя, исполнителя и (или) являющимися безусловными требованиями к содержанию гос. контракта и (или) контракта), а также рекомендательными нормами – условиями (головной исполнитель, исполнитель вправе...)

В частности, в соответствии с п. 4 Положения № 1275 условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта (далее соответственно – заказчик, исполнитель), определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.

В соответствии с п. 5 в государственный контракт (контракт) включаются условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции, в том числе ее количество, качество, комплектность и соответствие обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком для определенных видов продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (контрактом).

Кроме того, указано (согласно п. 12.), что в государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов. Подобной нормы в отношении контракта ГОЗ – в данном нормативном акте нет (не регламентировано).

Вместе с тем, по мнению экспертов и, исходя из судебной практики, требование зеркальности (идентичности) условий контракта и гос. контракта, в т.ч. порядка оплаты и (или ответственности) для всех участников ГОЗ законодательством РФ
(275-ФЗ и 1275 ПП) не установлено. Такие подходы реализованы в отдельных решениях. (Дело № А74-9916/2018, Дело № А34-649/2017 и пр.)

Аналогичной позиции придерживается ФАС России в своих ответах на поступающие запросы.  Условия К, заключаемого ГИ с И, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения ГК, определяются условиями соответствующего ГК, заключенного ГЗ с этим ГИ. Требований об идентичности указанных условий, в т.ч. в части авансирования, законодательно не установлено.

Таким образом, «с учетом» - не значит полное (точное) совпадение по тексту (или редакции отдельным положения) текста гос. контракта и контракта, в т.ч. в части мер ответственности.

Таким образом, вам следует определить, какие нормы являются обязательными (согласно ПП № 1275), какие положения гос. контракта предписывают вам (есть прямое указание – требование) транслировать данные нормы во все заключаемые контракты (например, в части правил банковского или казначейского сопровождения). Во всех остальных позициях (ситуациях) вы праве «оставить» в контракте с поставщиком (заказчиком) те положения контракта, по которым будет достигнута договоренность сторон. При этом содержание такого контракта зависит от предмета поставки (товар, работа или услуга), конкретных условий выполнения обязательств (в т.ч. в части технической составляющей и применяемых ГОСТов), а также особых (специфических) требований к данной конкретной сделке.

В отношении норм (мер) ответственности следует отметить, что размер штрафных санкций определен отдельным решением Правительства РФ
(в т.ч. ПП № 1042) – и применяется исключительно в рамках реализации отношений, регулируемых 44-ФЗ – т.е. гос. контрактов между гос. заказчиком и головным исполнителем (но не регулирует отношения в рамках поставки продукции участниками кооперации).

Ответственности (меры наказания) за нарушение норм ПП № 1275 в настоящее время не предусмотрено.

Если Заказчик оплатил за товар (не накладные расходы) с ОБС в рамках 3-х млн, не уведомил о ГОЗ, раздельный учёт не ведётся, цена без учёта 1465 - это нарушение 275-ФЗ?

Получение денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию (выполнение работ, оказание услуг) может свидетельствовать о том, что данная продукция используется для выполнения государственного оборонного заказа, а поставщик участвует в поставках продукции по ГОЗ и является исполнителем.

Ведение раздельного учета и соблюдение правил ценообразования (1465ПП) является обязанностью всех Исполнителей ГОЗ (вне зависимости от формы расчета).

При этом отмечаем, что согласно поправок в 275-ФЗ, внесенных 30.04.2021 г. 133 – ФЗ (вступили в силу в мае 2021 г.),  ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб.

Если ваша продукция непосредственно используется при производстве продукции ГОЗ, то любой договор, заключенный с головным исполнителем (исполнителем), может быть признан поставкой в рамках ГОЗ (позиция ВС 21.06.2017 г. № 301-КГ17-7481).

Любой хозяйствующий субъект, заключая контракты с организациями, являющимися исполнителями или головными исполнителями по государственному оборонному заказу, в силу положений Закона об оборонном заказе является исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ и входит в кооперацию головного исполнителя

В настоящее время, по мнению контрольных органов в сфере ГОЗ (ФАС России), получение денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию может свидетельствовать о том, что данная продукция используется для выполнения ГОЗ, а поставщик участвует в поставках по ГОЗ и является исполнителем.

И в этом случае ваша организация должна соблюдать все требования законодательства в сфере ГОЗ, в том числе вести раздельный учет.

По практике проверок прокуратуры – они каждый факт перечисления денег с ОБС – рассматривают как подтверждение принадлежности к ГОЗ и доказательством факта использования данной продукции в рамках исполнения обязательств в рамках ГОЗ.

При этом, имеются судебные решения, содержащие иные подходы идентификации исполнителя по ГОЗ, которые считают, что контракт, не содержащий прямую ссылку на ГОЗ, не свидетельствует о том, что поставка осуществлялась в целях ГОЗ.

Так, в судах превалируют подходы, что если из условий договора не следует, что стороны заключили его в соответствии с требованиями Закона № 275-ФЗ, и  договор не содержит установленные пунктами 4, 6 части 2 статьи 8 Закона  № 275-ФЗ идентификатор государственного контракта, то поставщик по такому контракту не может быть признан Исполнителем ГОЗ (т.е. обязанность вести раздельный учет и соблюдать иные нормы законодательства о ГОЗ не предусмотрены). См. решения по Делу №№ А79-9464/2020, А76-20093/2020).

Так как, согласно поправкам в 275-ФЗ, в редакции от 30.04.2021 г. 133–ФЗ (вступили в силу в мае 2021 г.)  ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб., контракт в рамках ГОЗ может не содержать ссылку на ИГК, но прямое указание на 275-ФЗ (поставку в рамках ГОЗ) в контракте с Исполнителем должно быть.

При этом, отмечаем, что нормы 1465 ПП (в части правил ценообразования) в отношении сырья, материалов и ПКИ должны применяться вне зависимости от формы расчета.

Согласно пункту 6 Положения 1465, государственное регулирование цен распространяется при закупке сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта. При получении денег с ОБС вы фактически являетесь участником сопровождаемой сделки и входите в кооперацию головного исполнителя. Указанные нормы 1465 ПП и 275-ФЗ (в части определения понятия Исполнителя ГОЗ, Кооперации головного исполнителя и Сопровождаемой сделки) в связи с последними поправками (132-ФЗ и 133-ФЗ от 30.04.2021 г.) остались неизменными.

С учетом изложенного, если продукция используется вашим заказчиком при производстве (исполнении обязательства) в рамках заданий ГОЗ (в качестве прямых затрат), то уведомление о ее использовании на цели ГОЗ и принадлежности к ГОЗ (ссылка на ГОЗ) в контракте является предпочтительной (приоритетной).

Предприятие является исполнителем ГОЗ, при этом номенклатура контрактов (соответственно, ИГК, ОБС и т.п.) весьма большая. Частая ситуация, когда одни и те же ПКИ необходимы для выполнения нескольких государственных контрактов. В этом случае с поставщиком заключается договор под каждый ИГК отдельно. Документооборот и соответствующие затраты растут буквально с каждым днем как у нас, так и у наших поставщиков, в связи с этим периодически возникает вопрос: по аналогии с возможностью оплатить с одного ОБС продукцию для исполнения нескольких контрактов. Нельзя ли в счет одного ИГК приобрести продукцию для нескольких государственных контрактов?

Да, такая возможность (множество примеров) по контракту с одним ИГК (с оплатой с одного ОБС заказчика в счет одного ИГК) приобрести продукцию для нескольких государственных контрактов имеется (такая практика в рамках банковского сопровождения имеется), так как такие оптовые закупки (исходя из консолидированной потребности) Законом НЕ ЗАПРЕЩЕНЫ.

Как правило под такую оптовую закупку предприятие представляют сводный расчет потребности под ГОЗ – для согласования с ВП и направления заявки в адрес поставщиков с учетом общего количества заключенных (запланированных) контрактов с вышестоящим заказчиком.

«Перекрестное финансирование» в ГОЗе запрещено (т.е. нельзя заплатить с ОБС 1 с ИГК1 на ОБС с ИГК2, т.е. оплата по контракту, в котором не будет прописан данный ИГК 1 невозможна).

Но купить (оплатить) за счет ОБС 1 и использовать на цели исполнения нескольких (иных) контрактов ГОЗ (с разными ИГК) – допустимо (не запрещено).

Фактически речь идет именно о «перекрестном использовании» материалов, т.е. о перераспределении ресурсов контракта (раздельном учета ТМЦ, купленных в рамках оптовой (консолидированной) закупке).

Т.е., вариант осуществления оптовой закупки (консолидированной с учетом общей потребности) при осуществлении платежей с ОБС (в рамках ГОЗ с МО) допустим.

Т.е., если вы купили за средства ОБС оптовую (с учетом, например, отгрузочных норм, неснижаемой партии и т.п.) партию ТМЦ, то такие мат. средства вы можете использовать на цели исполнения иных обязательств в рамках ГОЗ. При казначейском сопровождении – такая операция технически ограничена.

На уровне закона 275-ФЗ предусмотрен запрет на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (на ГОЗ в целом). Если у вас два контракта по ГОЗ – то любые расходы (оплата) на цели их выполнения допустимы при условии, если это не приведет к срыву срока исполнения того контракта, с которого будет проведена оплата.

При этом, положениями ПП № 543 предусмотрены процедуры «введения» и «выведения» ресурсов контракта, а также перераспределения ресурсов между гос. контрактами, контрактами с МО РФ при условии отражения таких фактов в Отчете об исполнении гос. контракта, контракта по ГОЗ по форме, утвержденной ПП № 47
(в редакции ПП № 543).

Складскими остатками, купленными по специальному (отдельному) счету, Вы можете распорядиться как в интересах использования для выполнения иных контрактов с МО РФ (предпочтительный вариант) и (или) использовать на иные текущие нужды организации (например, для выполнения иных контрактов по ГОЗ или для хозяйственных нужд или экспорта - в исключительном случае).  Для корректности отражения таких операций (недопущения признаков нецелевого расходования средств ГОЗ) – обращаем внимание на соблюдение принципа эквивалентности и отражения операций по перераспределению ресурсов разных контрактов с МО РФ в Отчете об исполнении контрактов ГОЗ – (по графам 5 и 8, а также 6 и 9).

Формально, такая операция возможна (допустима) в рамках перераспределения ресурсов контракта, т.е. вы имеете право воспользоваться приобретенными ранее ПКИ при условии эквивалентности расходов на покупку и затрат, отнесенных на себестоимость произведённой продукции.

Для этих целей следует предусмотреть (оформить) специальный учётный документ (ведомость резервирования, накладную на перевод запасов, лист комплектования мат. задела (запаса) и т.п.), который согласно вашей учетной политики будет предназначен для таких операций.

Некорректное отражение осуществляемых расходов при ведении раздельного учета либо несоблюдение принципа эквивалентного расходования ресурсов между контрактами, в случае наступления событий, связанных с необоснованным завышением цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнением или ненадлежащим исполнением таких контрактов, может свидетельствовать о нецелевом расходовании средств государственного оборонного заказа.

С учетом изложенного имеется только риск (возможны негативные последствия), что вы отнесли на себестоимость продукции затраты ВЫШЕ, чем стоимость приобретённых под ГОЗ ТМЦ.

Таким образом, операция по передаче (перерезервирование или переназначение) материалов должна быть оформлена первичным учетным документом, который предусмотрен учетной политикой. Организация должна самостоятельно определить формат и содержание документа, который кроме всех обязательных требований (определены в 402-ФЗ) к первичным документам должен иметь советующие реквизиты объектов учета (заказов – контрактов ГОЗ), между которыми производится такая передача ТМЦ (название такого документа не имеет значения, лишь этот документ был утвержден приложением к учетной политике.

При этом обращаем внимание, на уже подтвержденную арбитражной практикой подходы (Дело № № А43-43912/2019) к оформлению таких передач – переносов (ТМЦ, узлов, агрегатов, готовых изделий и (или) затрат, понесенных при их производстве).

Вышеописанное перераспределение ресурсов между контрактами влечет необходимость переноса затрат. Выполняемые (документально оформленные и обусловленные объективными причинами) переносы затрат с заказа на заказ не свидетельствуют о нарушении требований раздельного учета.  При этом, оформление операции переноса затрат с заказа на заказ законодательно не регламентирована.

С учетом вышеизложенного, в рамках банковского сопровождения расчетов по ГОЗ вы вправе заключить один договор на закупку резины на всю производственную программу (оплатить с одного ОБС по одному ИГК) и далее использовать эту резину для исполнения всех иных контрактов (приоритетно такие ТМЦ должны передаваться (перераспределяться) на контракты ГОЗ). Это допустимо при условии ведения раздельного учета поступления и использования данного материала. При этом, такая консолидированная закупка не должна повлечь угрозу срыва того контракта, с которого были потрачены деньги на оплату такой оптовой партии.