В каких случаях формируется пакет РКМ для выдачи заключения ВП? В каких конкретно случаях ВП, закрепленное за предприятием, должно выдать заключение? Должно ли выдаваться заключение ВП только на фиксированную цену?

Обращаем внимание, что согласно ПП № 1388 заключение ВП о цене требуется только при затратном методе (методе индексации базовой цены) в отношении продукции, имеющей утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию (НТД), а в отношении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ - на продукцию, имеющую утвержденное (согласованное) государственным заказчиком тактико-техническое (техническое) задание.

При применении метода сравнимой цены и (или), если продукция не имеет согласованной с гос.заказчиком документации (принятых в составе НТД головного исполнителя) - участие ВП в установлении цены (выдача заключения о цене) ПП № 1465 (в редакции от 23.08.2021 г. № 1388) не требуется (не предусмотрено нормами законодательства о ГОЗ).

Заключение ВП выдается как на ориентировочную (если такая модель цены предусмотрена условиями контракта), так и на фиксированную цену.

Должны ли мы направлять РКМы головному исполнителю от субпоставщика в составе своего пакета (ПКИ свыше 1 000 000)? Или достаточно счета-фактуры с пояснением о ранней закупке?

При заключении контракта с поставщиком продукции по ГОЗ в случае применения затратного метода определения цены – наличие ценового предложения (с комплектом обосновывающих документов) ОБЯЗАТЕЛЬНО! – вне зависимости от суммы контракта и или уровня цены на поставляемую (закупаемую) продукцию.
Ограничения (критерия значимости) на цену продукции в части требования о формировании пакета расшифровок на этапе исполнения контракта ГОЗ согласно ПП № с1465 и приказу ФАС России 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г – приказом № 1138/19) нет.

Стоимостной критерий (1 млн. руб. или иная стоимостная оценка) не означает (не предусматривает) отказ (изъятие) из общих правил определения цен и пакета обосновывающих документов согласно выбранного метода.

При обосновании рыночной продукции – для обоснования цены поставщика требуется, как правило, три предложения о цене от потенциальных поставщиков (см. п. 2 приказ МО № 329) – т.е. данные о рынке в сопоставимых условиях (этот анализ вы должны были провести либо на этапе закупки – либо дополнительно – при формировании ваших РКМ).

При наличии ТМЦ на складе – вы можете указать ссылку на первичный учетный документ. Но в данном случае (тем более, что это крупноценовая позиция – свыше 1 млн. руб.) от вас потребуют полный пакет обосновывающих документов в зависимости от выбранного метода определения цены, в т.ч. пакет РКМ (формы приказа ФАС) при затратном методе определения цены на такие ПКИ.

275-ФЗ (в редакции 11.06.2022 г. № 172-ФЗ) предусмотрена обязательность для всех головных исполнителей и исполнителей на основании запроса гос. заказчика или ГОЛОВНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ представлять ценовое предложения с соответствующим комплектом обосновывающих документов (в зависимости от выбранного метода определения цены). Также обязательность направления ценового предложения с соответствующими документами законодательно установлена в отношении потенциальных поставщиков - лиц, для которых принятие ГОЗ обязательно согласно ч.6 и 6.1. статьи 6 Закона № 275-ФЗ.

Показать полную версию ответа

В первую очередь следует определиться с методами ценообразования, как на вашу продукцию, так и на продукцию, которую вы закупаете у вашего поставщика.

Если ваш поставщик поставил вам продукцию на склад по обычному «коммерческому» контракту (нет в контракте ссылки, указывающей на ГОЗ), то обязанность представлять «предложение о цене» для него законодательно не установлена. В данном случае анализ рынка (подтвердить, что цена приобретения в данном случае не была выше рыночного значения) – это уже ваша задача.

Действительно, при наличии ТМЦ на складе – вы можете указать ссылку на первичный учетный документ. Но в данном случае (тем более, что это крупноценовая позиция – свыше 1 млн. руб.) от вас потребуют полный пакет обосновывающих документов в зависимости от выбранного метода определения цены, в т.ч. пакет РКМ (формы приказа ФАС) при затратном методе определения цены на такие ПКИ.

При обосновании рыночной продукции – для обоснования цены требуется, как правило, три предложения о цене от потенциальных поставщиков (см. п. 2 приказ МО № 329) – т.е. данные о рынке в сопоставимых условиях (этот анализ вы должны были провести либо на этапе закупки – либо дополнительно – при формировании ваших РКМ).

И в случае поступления запроса от головного исполнителя или наличия соответствующего условия о представлении РКМ в контракте, вы должны будете представить обоснование – ценовые предложения с комплектом обосновывающих документов – в зависимости от выбранного метода.

При этом, подчеркиваем, что в настоящее время все исполнители ГОЗ по запросу головного исполнителя обязаны представлять предложение о цене на продукцию ГОЗ (в т.ч. обосновывающие такую цену документы), а также информацию о затратах по исполненным контрактам.

Обязательность направления ценового предложения (с соответствующим пакетом обосновывающих документов согласно выбранного метода определения цены) законодательно установления в отношении потенциальных поставщиков - лиц, для которых принятие ГОЗ обязательно согласно ч.6 и 6.1. статьи 6 Закона № 275-ФЗ.

Отдельно отмечаем, что Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 291-ФЗ установлена административная ответственность за непредставление предложения о цене (обосновывающих документов) головными исполнителями (исполнителями) ГОЗ, а также введены штрафы за нарушение сроков и порядка представления Отчета об исполнении гос.контракта, контракта по ГОЗ. Данная штрафная санкция предусмотрена как для головных исполнителей, так и для исполнителей ГОЗ, а также организаций, занимающих доминирующее положение, в т.ч. согласно ст. 14 275-ФЗ – для хозяйствующих субъектов, являющихся единственным производителем продукции по ГОЗ, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

Т.е. наличие запроса (обращения) от головного исполнителя (гос. заказчика – для головного исполнителя) действительно является необходимым условием (прямо предусмотрено в поправках 172-ФЗ).

В любом случае, у исполнителя ГОЗ, обоснование цены должно быть обязательно: либо анализ рынка (при методе сравнимой цены), либо РКМ (при затратном методе).

Пакеты обосновывающих документов для того или иного метода прописаны в требованиях приказа МО РФ № 329 и должны выполняться всеми участниками кооперации, попадающими под действие ПП № 1465 (в т.ч. п. 37 данного нормативного акта).

По мнению Минобороны России, не выполнение требований приказа № 329 (в т.ч. в части состава РКМ для всех уровней кооперации) может являться основанием для возврата пакета обосновывающих документов и (или) даже исключения таких затрат (в т.ч. затрат на приобретение ПКИ у соисполнителей) из цены продукции вышестоящего заказчика (головного исполнителя, исполнителя ГОЗ).

При заключении контракта с поставщиком продукции по ГОЗ в случае применения затратного метода определения цены – наличие ценового предложения (с комплектом обосновывающих документов) ОБЯЗАТЕЛЬНО! – вне зависимости от суммы контракта и уровня цены на поставляемую (закупаемую) продукцию.

Если у вас затратный метод – то без обосновывающих документов (РКМ) установить цену и заключить контракт в рамках ГОЗ НЕЛЬЗЯ (невозможно!). При обосновании вашей цены – во всех формах (4-6) – должны быть указаны как сам метод (применимый для данной закупаемой продукции), так и обосновывающие документы (при закупке рыночной продукции на конкурентном рынке – это три КП).

Подпункт «г» пункта 37 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 1465, устанавливает перечень обосновывающих документов при затратном методе формирования.

Ограничения (критерия значимости) на цену продукции в части требования о формировании пакета расшифровок на этапе исполнения контракта ГОЗ согласно ПП № с1465 и приказу ФАС России 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г – приказом № 1138/19) нет.

Правомерно ли включение общепроизводственных и общехозяйственных затрат предприятия, в соответствии с учетной политикой, в себестоимость изделий собственного производства в состав затрат (согласно пп. к) п.13 Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга № 334?

По мнению экспертов, калькулирование себестоимости изделий собственного производства должно осуществляться на общих основаниях, в т.ч. с включением как общепроизводственных, так и общехозяйственных (адм.-управленческих) затрат.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Порядка (Приказ 334), затраты на изготовление изделий собственного производства с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации включаются в подстатью «затраты на изделия собственного производства», которая включается в статью калькуляции «Материальные затраты».

В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка, общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации. В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников.

С целью формирования общехозяйственных затрат, которые в соответствии с абзацем 3 пункта 20 Порядка не распределяются на продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на собственные текущие нужды, в качестве базы распределения учетной политикой целесообразно установить основную заработную плату основных работников с учетом зарплаты непосредственных изготовителей изделий собственного производства.

Особенности распределения затрат, сформированных на счетах 25 и 26 в рамках ведения раздельного учета, должны быть регламентированы Учетной политикой организации.

При подготовке РКМ на ОКР (начало в 2021 - окончание в 2023, 6 этапов) листы по каждому этапу необходимо заполнять только с грифом Д, без грифа Д или все? Если данные в части отдельных статей затрат отсутствуют (например, специальные затраты, затраты на освоение), то данные листы все равно требуется заполнить? Если да, то лучше ставить прочерки или нули?

Для длительных контрактов (период исполнения которых составляет более одного календарного года) заполняются все формы РКМ с литерой «д».

Согласно прим. 7 к форме протокола цены (утв. прил. № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22) в случае наличия в составе соответствующего предложения о цене обосновывающих документов, подготовленных в соответствии с формами, утвержденными в приложении № 5 к приказу от 16.12.2022 № 995/22, содержащих нулевые значения, представление таких документов не является обязательным.

Таким образом, пустые формы (с нулями) представлять не требуется (не обязательно). Однако, перечень таких «пустых» форм целесообразно отразить (перечислить) в пояснительной записке к РКМ.

Необходимо ли включение требований Приказа 334 в части не отнесения затрат по ГОЗ в учетную политику? В рамках ревизионной проверки бухгалтерской отчетности предприятие получило замечание в части того, что общехозяйственные расходы не распределены на ГОЗ (сч.26 отнесен не в полном объеме на сч. 20 по контрактам ГОЗ, исключены затраты, запрещенные приказом), что привело к искажению бухгалтерской отчетности в части себестоимости продаж и незавершенного производства. Данный метод закреплен в учетной политике.

Принципы (порядок) ведения раздельного учета могут быть определены как в учетной политике, так и в ином документе, разработанном на предприятии. Признание норм (запретов) приказа 334 (ранее приказ № 200) в рамках объективности (корректности) формирования данных бух.учёта и выводы об искажении бухгалтерской отчетности (бух. баланса) относится к компетенции аудиторов. По мнению Экспертов, распределение накладных расходов с учетом ограничений ГОЗ может осуществляться в параллельных регистрах (отдельных дополнительных документах, регистрах учета), в том числе в системе управленческого учета.

Таким образом, поскольку запреты (ограничения), которые предусмотрены Приказом 334, устанавливают, что часть понесенных затрат не может быть отнесена на ГОЗ, т.е.  часть «запрещенных» накладных расходов, которая НЕ ПОДЛЕЖИТ отнесению на продукцию ГОЗ, будет исключаться из массы накладных расходов перед распределением (т.е. перераспределяться на прочую продукцию), в этой части ОБЪЕКТИВНО - часть понесенных затрат будет перераспределяться на гражданскую (прочую - не ГОЗ) продукцию.

Результаты распределения должны фиксироваться (оформляться) справкой. Такой порядок прямо прописан в 47 ПП (в редакции 543 ПП). Сходный документ (Расчет распределения накладных расходов) требуется и при ведении раздельного учета в рамках казначейского сопровождения (прил. № 1 к приказу Минфина России № 210н).

Показать полную версию ответа

Включение (выполнение) требований (ограничений) Приказа № 334 (ранее Приказ № 200) в части не отнесения части затрат, не подлежащих распределению на продукцию по ГОЗ, в рамках ведения раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности при выполнении ГОЗ, в действующую систему бух.учета (в регистры бух.учета) не является обязательным (может быть реализовано в системе управленческого учета).

При этом, принципы (порядок) ведения раздельного учета могут быть определены как в учетной политике, так и в ином документе, разработанном на предприятии. Признание норм (запретов) приказа 334 (ранее приказ № 200) в рамках объективности (корректности) формирования данных бух.учёта и выводы об искажении бухгалтерской отчетности (бух. баланса) относится к компетенции аудиторов. По мнению Экспертов, распределение накладных расходов с учетом ограничений ГОЗ может осуществляться в параллельных регистрах (отдельных дополнительных документах, регистрах учета), в том числе в системе управленческого учета.

Таким образом, поскольку запреты (ограничения), которые предусмотрены Приказом 334, устанавливают, что часть понесенных затрат не может быть отнесена на ГОЗ, т.е.  часть «запрещенных» накладных расходов, которая НЕ ПОДЛЕЖИТ отнесению на продукцию ГОЗ, будет исключаться из массы накладных расходов перед распределением (т.е. перераспределяться на прочую продукцию), в этой части ОБЪЕКТИВНО - часть понесенных затрат будет перераспределяться на гражданскую (прочую - не ГОЗ) продукцию.

По нашему мнению, в бух.учёте распределение накладных может осуществляться без учета требований (ограничений) Приказа № 334 (но по единому принципу - по среднему фактическому уровню накладных за этот месяц). Но в рамках ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ (для целей формирования фактической себестоимости продукции ГОЗ) формируется отдельный регистр учета, где вся аналитика базируется на данных бух.учета, но происходит «очищение» - исключение затрат, запрещенных Приказом № 334, и последующее отнесение - одним процентом на все контракты ГОЗ (продукцию ГОЗ) - пропорционально базе ОЗП (приоритетно). При этом, часть исключенных затрат – остаётся «нераспределённой», т.е. фактически будет «перераспределена» - отнесена на себестоимость прочей продукции.

Результаты распределения должны фиксироваться (оформляться) справкой. Такой порядок прямо прописан в 47 ПП (в редакции 543 ПП). Сходный документ (Расчет распределения накладных расходов) требуется и при ведении раздельного учета в рамках казначейского сопровождения (прил. № 1 к приказу Минфина России № 210н).

Обращаем внимание, что согласно приказу № 334 отдельные особенности ведения раздельного учета (в том числе в части распределения накладных) могут быть определены как учётной политикой организации, так и иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации.

Включаются ли расходы по служебным командировкам, связанным с организацией, управлением и обслуживанием производства? Можно ли получить более расширенную характеристику командировочных затрат в составе общехозяйственных затрат, приведенных в Приложении № 6 к Приказу № 334?

Да, в данную статью включаются все (любые) командировочные расходы управленцев (АУП), т.е. затраты по командировкам, связанным с организацией, управлением и обслуживанием производства, затраты на оплату командировок, связанных с управлением и далее (отражаются всевозможные командировки в целях управления организации в целом).

В случае, если у предприятия-исполнителя ГОЗ возникают проблемы к отнесению именно по указанной подстатье сметы ОХР, рекомендуем использовать п. 11 приложения № 6 (иные затраты общехозяйственного назначения, не предусмотренные предыдущими статьями, необходимые для поставки продукции по государственному оборонному заказу).

Получить более расширенную характеристику командировочных затрат, включаемых в состав общехозяйственных затрат, вы можете только направив запрос в Минпромторг России (разработчик Приказа № 334).

Есть ли правовой акт МО РФ, регулирующий согласование и включение в цену сумм, уплаченных кредитной организации в счет процентов по кредиту? Какой порядок работы исполнителей (не головных исполнителей) по данной теме?

В МО РФ действует Временный регламент на согласование сумм кредита, привлекаемых головными исполнителями (утв. 18.08.2018 г.), который действует только для целей уведомления уполномоченных банков о правомерности привлечения и уплаты с ОБС сумм кредитов и процентов по ним для головных исполнителей ГОЗ.

Параллельно следует учесть, для ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОЗ никаких согласований права на привлечение кредита на ОБС нет, но погашать проценты по нему предприятие имеет возможность только за счет свой прибыли.

Показать полную версию ответа

Состав затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ, и порядок (возможность) их отнесения на себестоимость продукции утверждён приказом Минпромторга от 08.02.2019 г. № 334.

Данным документом предусмотрена возможность включения (погашения) процентов по кредиту (займу) ТОЛЬКО для ГОЛОВНЫХ исполнителей ГОЗ (ед. поставщика) и ТОЛЬКО при условии наличия согласования права на привлечение кредита и порядка погашения процентов по нему с гос. заказчиком.

Так, согласно п. 26 Положения, утв. приказом № 334 по статье калькуляции «Проценты по кредитам» могут включаться затраты на уплату процентов по кредитам в случае планируемой поставки продукции единственным поставщиком, в размере не более суммы, определенной с учетом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату расчета цены плюс 1,5 процентного пункта, если не предусмотрено субсидирование данных затрат из федерального бюджета на момент формирования цены на изделие.

Размер, срок и периодичность предоставления кредитной организацией кредита определяется организацией по согласованию с государственным заказчиком исходя из потребности организации в денежных средствах на производство продукции, с учетом предложенного государственным заказчиком размера аванса.

Если такого согласования с гос.заказчиком не будет оформлено, то вы сможете погасить проценты по привлекаемым кредитам только за счет прибыли. Право на включение процентов по займу в себестоимость продукции, поставляемой исполнителями ГОЗ (участников кооперации), законодательством о ГОЗ (приказом№ 334) не предусмотрено.

Таким образом, если вы планируете заключать гос. контракт, то вам следует (отдельно, т.е. параллельно с формированием РКМ) – обратиться напрямую к гос. заказчику (ДОГОЗ МО РФ) с предложением (обоснованием потребности) и оформлением отдельного решения о привлечении кредита. На основании такого решения у вас появится право на включение в контракт (отдельной строкой – как отдельная вспомогательная услуга) процентов по кредиту. У ВП МО РФ нет полномочий (права) рассматривать такие затраты и (или) на рассмотрение таких затрат в составе цены единицы продукции (проценты по кредиту не будут включены в цену продукции и подлежат отдельному обоснованию и при согласии – включению в цену гос. контракта).

В МО РФ действует Временный регламент на согласование сумм кредита, привлекаемых головными исполнителями (утв. 18.08.2018 г.), который действует только для целей уведомления уполномоченных банков о правомерности привлечения и уплаты с ОБС сумм кредитов и процентов по ним для головных исполнителей ГОЗ.

Параллельно следует учесть, для ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОЗ никаких согласований права на привлечение кредита на ОБС нет, но погашать проценты по нему предприятие имеет возможность только за счет свой прибыли.

Если предприятие - исполнитель ГОЗ привлекает (получает) кредит на ОБС (по кредитному договору перечислите все деньги на ОБС), то при наличии на счете средств возможно не только гасить кредит, но и уплачивать по нему проценты. Для исполнителя ГОЗ согласовывать возможность привлечения кредита на ОБС с предприятием-заказчиком не требуется (это требуется только для головных исполнителей).

Правомерно ли включать в производственную себестоимость трудоемкость на проведение ПСИ и приемо-сдаточные испытания (серийное производство)? В ТД каждого изделия данные испытания указаны, в т.ч. прописаны н/ч. Но ВП ссылаются на то, что испытания проводят сотрудники ОТК, значит это не 20 счет.

Затраты (с учетом трудоёмкости работ) на проведение ПСИ и приемо-сдаточные испытания (при серийном производстве) могут быть включены в состав себестоимости – отдельной статей калькуляции (по статье «Спец.затраты»).

Безусловно следует исключить возможность (риск) двойного счета (повторного учета) затрат на оплату труда сотрудников ОТК, как по статье ФОТ, так и в составе сметы ОПР. Поэтому, если такие цеховые сотрудники выполняют операции произв. процесса – они должны быть переведены из состава «накладников» - в прямые основные исполнители (работники). И действительно, их зарплата должна отражаться на счете 20 (в корреспонденции с Кр70). Учет зарплаты сотрудника на счете 25 – косвенно указывает, что это распределяемые (косвенные) затраты – а не прямой ФОТ (не прямая тех. трудоёмкость изготовления).

Аргументировать свою позицию следует наличием в НТД (тех. процессе, ТУ и пр.) отдельных операций, связанных с проведением контрольных операций в отношении каждой единицы изготавливаемой продукции.

Проведение ПСИ (приемо-сдаточные испытания), а также иные виды испытаний – периодические, квалификационные и пр. имеет свою специфику (периодичность и особенность признания затрат в цене единицы продукции. Испытания, которые не проводятся в отношении каждой отдельной единицы продукции и (или) которые осуществляются в соответствии с программой (в отношении установленной партии), могут быть отнесены к такой партии продукции (к определенному объему – периоду). Такие затраты распределяются на весь объем продукции, в рамках которой такие испытания предусмотрены. В этом случае такие затраты отражаются по отдельной статье калькуляции – пропорционально количеству изделий или трудоемкости производственной программы выпуска изделий, в рамках которых проведены указанные испытания.

Показать полную версию ответа

Затраты (с учетом трудоёмкости работ) на проведение ПСИ и приемо-сдаточные испытания (при серийном производстве) могут быть включены в состав себестоимости – отдельной статей калькуляции (по статье «Спец.затраты»).

Как правило, такие расходы не отражаются в составе ФОТ (ОЗП), так как не относятся к технологической трудоемкости, не являются отдельной операцией тех. процесса (стадией производства продукции), а программа таких испытаний определена отдельными требованиями.

Все подобные затраты отражаются в форме 14 (себестоимость испытуемого образца калькулируется отдельно – по цеховой себестоимости).

При этом, в тех. процессе могут быть предусмотрены отдельные контрольные операции (в т.ч. ОТК), которые отнормированы и являются именно составляющим этапом (стадией) маршрутных карт (операции) тех. процесса. Такие затраты (трудоёмкость) могут быть отнесены в состав прямых затрат в составе ФОТ.

Безусловно следует исключить возможность (риск) двойного счета (повторного учета) затрат на оплату труда сотрудников ОТК, как по статье ФОТ, так и в составе сметы ОПР. Поэтому, если такие цеховые сотрудники выполняют операции произв. процесса – они должны быть переведены из состава «накладников» в прямые основные исполнители (работники). И действительно, их зарплата должна отражаться на счете 20 (в корреспонденции с Кр70). Учет зарплаты сотрудника на счете 25 – косвенно указывает, что это распределяемые (косвенные) затраты – а не прямой ФОТ (не прямая тех. трудоёмкость изготовления).

В случае, если это операции тех. процесса (предусмотрена в составе тех.трудоемкости) – то таких работников следует отнести к основным исполнителям.

Аргументировать свою позицию следует наличием в НТД (тех. процессе, ТУ и пр.) отдельных операций, связанных с проведением контрольных операций в отношении каждой единицы изготавливаемой продукции.

Следует различать контрольные операции по отдельным операциям (этапам) производства и (или) в отношении отдельного изделия (партии изделий).

Если в описании тех. процесса, выполняемые рабочими указанной службы ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, операции предусмотрены (являются отдельными обязательными операциями) и относятся к конкретному изделию, производимому по контракту ГОЗ, единицы – то такие затраты (трудоемкость) входят в технологическую трудоемкость и, соответственно, они отражаются (расшифровываются пооперационно) в форме 9. И, соответственно, такие затраты могут быть отнесены в качестве прямых при наличии первичных учетных документов, отражающих факт их выполнения в рамках конкретного контракта ГОЗ (изделия, поставляемого по ГОЗ).

Затраты на оплату труда работников службы ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ не следует относить на общепроизводственные расходы, если такие работы выполняются непосредственными участниками производственного процесса на основании операционных карт (карт технологического процесса).

Приемо-сдаточные испытания, как правило, являются этапом приемки работ заказчиком.

Затраты же на проведение ПСИ (приемо-сдаточные испытания, как иные виды испытаний – периодические, квалификационные и пр.) – имеют иную периодичность (могут быть отнесены к партии продукции) и (или) осуществляются в соответствии с программой (в отношении установленной партии). В этом случае такие затраты распределяются на весь объем продукции, в рамках которой такие испытания предусмотрены, поэтому отражаются по отдельной статье калькуляции – пропорционально количеству изделий или трудоемкости производственной программы выпуска изделий, в рамках которых проведены указанные испытания.

Правомерно ли включение в себестоимость работ по технической диагностике и ремонту (сервисному обслуживанию) продукции, при участии выездных бригад специалистов головного исполнителя, производимой по государственному оборонному заказу, общепроизводственных расходов в полном объеме?

В соответствии с абзацем 4 статьи 41 Порядка, утв. Пр. 334, состав затрат, определяющий стоимость работ по технической диагностике и ремонту (сервисному обслуживанию) продукции, при участии выездных бригад специалистов головного исполнителя (исполнителя), определяется в том числе статьей калькуляции «Общепроизводственные затраты», в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 19 Порядка в статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» включаются затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с составом общепроизводственных затрат, приведенным в приложении № 5 к Порядку, за исключением затрат, включенных в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат.

Таким образом, в случае обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения затрат, кроме перечисленных в пункте 23 Порядка, в составе статьи калькуляции «Общепроизводственные затраты» могут приниматься затраты, связанные с управлением и обслуживанием выездных бригад специалистов вне стационарной базы, состав которых установлен приложением № 5 к Порядку.

Показать полную версию ответа

В соответствии с абзацем 4 статьи 41 Порядка, утв. Пр. 334, состав затрат, определяющий стоимость работ по технической диагностике и ремонту (сервисному обслуживанию) продукции, при участии выездных бригад специалистов головного исполнителя (исполнителя), определяется в том числе статьей калькуляции «Общепроизводственные затраты», в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 19 Порядка в статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» включаются затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с составом общепроизводственных затрат, приведенным в приложении № 5 к Порядку, за исключением затрат, включенных в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат.

Таким образом, в случае обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения затрат, кроме перечисленных в пункте 23 Порядка, в составе статьи калькуляции «Общепроизводственные затраты» могут приниматься затраты, связанные с управлением и обслуживанием выездных бригад специалистов вне стационарной базы, состав которых установлен приложением № 5 к Порядку.

Дополнительно, в соответствии с абзацем 2 пункта 19 Порядка общепроизводственные затраты могут формироваться по каждому структурному подразделению (цеху) или по организации в целом.

Исходя из изложенного следует, что предприятием может быть сформировано отдельное структурное подразделение для выполнения работ по технической диагностике и ремонту (сервисному обслуживанию) продукции при участии выездных бригад специалистов, со своей сметой общепроизводственных расходов, не включенной в общезаводскую.

Возможно ли включение АУР (ОХР) в состав специальных затрат и затрат на специальную технологическую оснастку?

В соответствии с формами № 14 «Специальные затраты», № 16 «Расшифровка затрат на специальную технологическую оснастку» приложение № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465» включение общехозяйственных расходов в статьи калькуляций «Затраты на специальную технологическую оснастку» и «Специальные затраты» не предусмотрено.

С учетом изложенного, по сложившейся практике включение ОХР (АУР) в состав специальных затрат (стоимости испытуемого оборудования) и затрат на специальную технологическую оснастку не производится. Данная продукция рассчитывается по производственной (цеховой) себестоимости, только с распределением суммы ОПР. Из чего следует вывод, что в форме 23 РКМ (расшифровки базы распределения косвенных расходов) расчет суммы, принимаемой в качестве базы распределения для ОПР и АУР (ОХР), должен быть разным (значения должны отличаться).

Показать полную версию ответа

В части включения в состав специальных затрат и затрат на специальную технологическую оснастку общехозяйственных затрат сообщается, что в соответствии с пунктом 20 Порядка, утв. Приказом МПТ № 334, в статью калькуляции «Общехозяйственные затраты» включаются затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом в соответствии с составом общехозяйственных затрат, приведенным в приложении № 6 к Приказу №334.

При этом, общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации.

Также, пунктом 20 Приказа № 334 определено, что на продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на производственные нужды, общехозяйственные затраты не распределяются.

Вместе с тем сообщается, что в соответствии с формами № 14 «Специальные затраты», № 16 «Расшифровка затрат на специальную технологическую оснастку» приложение № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465» включение общехозяйственных расходов в статьи калькуляций «Затраты на специальную технологическую оснастку» и «Специальные затраты» не предусмотрено.

С учетом изложенного, по сложившейся практике включение ОХР (АУР) в состав специальных затрат (стоимости испытуемого оборудования) и затрат на специальную технологическую оснастку не производится. Данная продукция рассчитывается по производственной (цеховой) себестоимости, только с распределением суммы ОПР. Из чего следует вывод, что в форме 23 РКМ (расшифровки базы распределения косвенных расходов) расчет суммы, принимаемой в качестве базы распределения для ОПР и АУР (ОХР), должен быть разным (значения должны отличаться).

В п.13 приказа 334 от 08.02.2019 указано, что затраты по доставке готовой продукции заказчику - включаются в цену вспомогательных работ, а в п.7 приказа указано, что Цена вспомогательных работ калькулируется в порядке, установленном для цены единицы продукции. Таким образом, получается, что для обоснования цены доставки готовой продукции (сторонней организацией или своими силами) должна оформляться отдельная калькуляция, отдельный РКМ?

В соответствии с пунктом 7 и подпунктом «д» пункта 13 Порядка, утв. приказом МПТ № 334, затраты по доставке готовой продукции заказчику включаются в цену вспомогательных работ, которые калькулируются в порядке, установленном для цены единицы продукции.

В соответствии с пунктом 106 Положения, стоимость вспомогательных работ (услуг) формируется государственным заказчиком на основании представляемых потенциальными головными исполнителями (исполнителями) расчетных, первичных (сводных) данных о фактических расходах и (или) плановых и иных документов по обоснованию предполагаемых затрат.

Таким образом в случае, если вместе с запросом о цене в организацию поступил запрос о стоимости вспомогательных работ, то в соответствии с пунктом 75 Положения в состав предложения о цене включаются расчеты и обоснования стоимости вспомогательных работ.

При этом, обращаем внимание, что формирование цен должно осуществляться с учетом общих правил ценообразования в сфере ГОЗ, в т.ч. положений ПП № 1465. Если доставка будет обосновываться затратным методом (выполнение работ собственными силами), то в этом случае потребуется отдельная калькуляция затрат. Если же привлекаются третьи лица (сторонняя организация), то следует провести анализ рынка и определить стоимость услуги по доставке с учетом метода сравнимой цены – т.е. состав документов должен соответствовать выбранному методу определения цены работ (услуг), выполняемых в рамках ГОЗ.

Нужно ли включать в проект договора в рамках 275-ФЗ фразу «представлять по запросу Покупателя расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по Договору в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе, если поставка осуществляется под контролем ВП МО РФ, но без контроля ценообразования» или БЕЗ КОНТРОЛЯ ВП в принципе?

Вне зависимости от степени участия в производстве вашей продукции ВП (это отдельный порядок «прикрепления» и полномочий данного органа военного управления), к вашей продукции применимы нормы ПП № 1465, в т.ч. в части методов определения цен.

Если для вашего продукта применим затратный метод, то согласно пп. «г» п. 37 – наличие обосновывающих документов (в формате пакета РКМ) является приоритетным (непосредственно обусловленным).

Т.е. даже в случае, если поставка по ГОЗ без контроля ВП (т.е. исключена только норма о наличии заключения ВП) – весь остальной пакет обосновывающих документов (РКМ) будет необходим.

Более того Отчётная калькуляция требуется (может быть запрошена) вне зависимости от метода определения цены (даже если цена была фиксированная). Такие требования правомерны – соответствуют нормам закона № 275-ФЗ. Согласно нормам 275-ФЗ (см. п. 17 ч. 2 ст. 8) исполнители обязаны предоставлять по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам. Т.е. форма отчетной калькуляции (после исполнения контрактов кооперацией) может быть запрошена на основании обращения головного исполнителя, даже, если это не предусмотрено условиями вашего контракта с Заказчиком.

Показать полную версию ответа

Вне зависимости от степени участия в производстве вашей продукции ВП (это отдельный порядок «прикрепления» и полномочий данного органа военного управления), к вашей продукции применимы нормы ПП № 1465, в т.ч. в части методов определения цен.

Если для вашего продукта применим затратный метод, то согласно пп. «г» п. 37 – наличие обосновывающих документов (в формате пакета РКМ) является приоритетным (непосредственно обусловленным).

Т.е. даже в случае, если поставка по ГОЗ без контроля ВП (т.е. исключена только норма о наличии заключения ВП) – весь остальной пакет обосновывающих документов (РКМ) будет необходим.

В отношении же информации о ПОНЕСЕННЫХ затратах (т.е. о факт. себестоимости по исполненному контракту) по Договору такая обязанность прямо прописана в Федеральном законе «О государственном оборонном заказе» (п. 17 ч. 2 ст. 8).

Обязанность по предоставлению информации о затратах по исполненным контрактам (в т.ч. в формате отчётной калькуляции) предусмотрена Законом № 275-ФЗ на основании запроса головного исполнителя вне зависимости от метода определения цены (на основании данных раздельного учета исполнителя).

Поэтому, даже если такого условия не будет в вашем контракте – получив запрос, вы будете обязаны предоставить такую информацию. Сейчас в текст контракта такой пункт целесообразно включить именно в рамках реализации предусмотренного Законом права головного исполнителя.

В части же РКМ (по запросу Заказчика) целесообразно уточнить формат (пакет обосновывающих документов) – РКМ по формам приказа № 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г формы установлены приказом ФАС России 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г – приказом № 1138/19) (либо исключительно только плановую калькуляцию, либо с предоставлением (или без) дополнительных материалов - первички и т.п.).

Таким образом, подчеркиваем, что Отчётная калькуляция требуется (может быть запрошена) вне зависимости от метода определения цены (даже если цена была фиксированная). Такие требования правомерны – соответствуют нормам закона № 275-ФЗ. Согласно нормам 275-ФЗ (см. п. 17 ч. 2 ст. 8) исполнители обязаны предоставлять по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам. Т.е. форма отчетной калькуляции (после исполнения контрактов кооперацией) может быть запрошена на основании обращения головного исполнителя, даже, если это не предусмотрено условиями вашего контракта с Заказчиком.

При этом, вне зависимости от метода (порядка) определения цены все исполнители ГОЗ обязаны вести раздельный учет и определять факт. затраты и фин. результат по каждому контракту (эта информация может быть запрошена и может быть проверена контрольными (надзорными) органами).

С учетом изложенного, возможность истребования отчетной калькуляции (данных по понесенным затратам) безусловно сохраняется вне зависимости от метода определения цены.