Мы являемся исполнителями по ГОЗ и закупаем товар у соисполнителей, которые сами этот товар не производят, а закупают, в том числе у иностранных производителей. Какой размер плановой прибыли рекомендовано устанавливать в договорах с такими поставщиками? Поставщик настаивает на указание в договоре «размер плановой прибыли не более 20%», но условие 20% прибыли, это условие, при превышении которого казначейство приостанавливает операции по счету и не относится к определению размера прибыли Лицевые счета открыты в казначействе.

Ваше понимание по поводу отражения в контракте планового размера прибыли в соответствии с классификатором признаков финансовых нарушений (пр. Минфина от 01.12.2021 г. № 203н- действует с 01.01.2021) по приостановке операций абсолютно правильно, и оно касается именно финансирования работ (операций с лицевого счета). При этом, после приостановки и соответствующего «одобрения» вашим заказчиком, операцию по перечислению прибыли в размере, превышающем 20%, должны санкционировать (деньги будут перечислены). т.е. такая операция не является запретом на установление прибыли более 20% (является особой процедурой контроля).

При этом, ПП № 1465 предусмотрена возможность использования метода сравнимой цены, при котором фактическое значение прибыли (и плановой, и фактической) может превышать 20%, так как ограничения только по формуле «1+20» (затратный метод).

Так, при обосновании выбора метода определения цен при поставках по ГОЗ необходимо подтверждение наличия рынка на данный товар (источников информации о рыночной цене на данную продукцию), тогда в соответствии с п. 58 ПП 1465 ограничение размера рентабельности не применяется. Главное, чтобы цена продукции при поставках по ГОЗ соответствовала рыночному уровню (не была выше рыночной цены).

Отметим, что в контракте следует предусмотреть пункт (указать) о методе определения цены. А пункт о прибыли в размере (в пределах) 20% - указывается для целей перечисления массы денег после исполнения контракта (больше указывать не рекомендуется именно в целях предотвращения приостановки операции и информирования Росфинмониторинга о размере прибыли по данному контракту ГОЗ).

Как получить средства, если работы по контракту ГОЗ выполнены, деньги от заказчика пришли на лицевой счет, открытый в казначействе?

Если Вы работаете при КС с пост. оплатой (не получаете от заказчика аванс), то рекомендуется формат перечисления денег «одной платежкой» (ранее в 2021 году использовался код 8300) – после отгрузки продукции заказчику и получения окончательного расчета (не через возмещение, а как оплата фактически поставленной продукции).

С 2022 года при казначейском сопровождении расчетов по ГОЗ такая возможность также предусмотрена ст. 242.23 Гл.24.4 БК РФ (вступила в силу с 01.01.2022 г). Вы можете перечислить всю сумму, полученную от заказчика по факту оплаты фактически поставленной продукции (пост. оплата) (следует уточнить код направления расходования средств согласно порядку санкционирования детализацией) – на основании акта приема-передачи, подписанного вашим заказчиком).

Такой вариант является возможным при условии, если вы не привлекали к поставке по вашему контракту иных участников казначейского сопровождения по ГОЗ в рамках казначейского сопровождения расчетов (т.е. не производили оплату им на лицевой счет) и исполнили контракт полностью за счет собственных средств – поставили продукцию, заказчик ее принял, а потом оплатил на л/сч.

При этом вы должны представить в ТОФК Сведения с указанным кодом, акт выполненных работ и, соответственно, платежное поручение о перечислении всей суммы контракта на ваш расчетный счет (если ранее вы не получали и не тратили аванс, то вы сможете «вывести» - забрать все деньги сразу). В противном случае вы сможете провести перечисления частями (разными платёжными поручениями через возмещение ранее понесенных затрат и перевод прибыли) согласно порядку санкционирования.

В чем разница между значениями «8» и «9» в первом разряде кода направления расходования целевых средств, при указании его в сведениях об операциях с целевыми средствами лицевых счетов и дальнейшем перечислении на р/сч. юр. лица в рамках казначейского сопровождения. При одних и тех же условиях (договор поставки, мы не головной исполнитель) в договоре прописано и оплата за фактически поставленные товары, и возмещение произведенных расходов, казначейство просит проставить то "8", то "9".

Отмечаем, что ранее в 2020 – 2021 гг. при казначейском сопровождении правилами КС утв. отдельным постановлением Правительства РФ (ПП 1819  - действовали в 2020-м году, ПП № 2153 – в 2021 г.) была предусмотрена возможность перечисления всей суммы, полученной от заказчика по факту оплаты фактически поставленной продукции (пост. оплата) (по коду 8300 – на основании акта приема-передачи, подписанного вашим заказчиком).

Такой вариант является возможным при условии, если вы не привлекали к поставке по вашему контракту иных участников казначейского сопровождения по ГОЗ в рамках казначейского сопровождения расчетов (т.е. не производили оплату им на лицевой счет) и исполнили контракт полностью за счет собственных средств – поставили продукцию, заказчик ее принял, а потом оплатил на л/счет.

Вышеуказанный вариант является приоритетным, если действительно в контракте предусмотрена оплата фактически поставленной продукции.

При этом, в практике КС встречаются случаи неоднозначного трактования текста контракта различными специалистами ТОФК. Право на возмещение, как правило, прописывается в контракте, как часть обязательных условий контрактов, предусмотренных законодательством.

Подстановка «9-ки» в данном случае предполагает, что на л/сч не хватало средств и вы были вынуждены рассчитываться собственными средствами, а по мере поступления средств заявлять возмещение понесенных расходов.

С 2022 года правила казначейского сопровождения расчётов единые и для «гражданских» контрактов, и для ГОЗ (утверждены ПП от 24.11.2021 г.№ 2024). В указанном акте предусмотрена аналогичная схема перечисления средств лицевого счета при выполнении гос. контрактов, контрактов с казначейским сопровождением.

Какие укрупненные коды источников поступления целевых средств надо проставить в сведениях об операциях с целевыми средствами и какие коды направлений расходования, если была поставка товара, акты и УПД подписаны (договор заключен в рамках государственного оборонного заказа на сумму до 100 000 тыс. руб. и исполнен в 2021 г.)

Коды источников поступления при КС по гос. контрактам, контрактам ГОЗ указаны в Приложении № 2 к Порядку, утв. Пр. Минфина от 17.12.2021 № 214н.

В Сведениях указываются источники поступлений средств с соответствующими им кодами:

-«Средства по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 600,0 тыс. рублей - (код 7900);

- «Средства по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 600,0 тыс. рублей в рамках исполнения государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа – (код 7990);

- «Средства по государственным контрактам, заключаемым на сумму более 600,0 тыс. рублей в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, в целях реализации государственного оборонного заказа – (код 9700);

- «Средства по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 600,0 тыс. рублей в рамках исполнения государственных контрактов, заключаемых в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, в целях реализации государственного оборонного заказа – (код 9770).

Порядок заключения гос. контракта (код поступления) вы можете узнать (уточнить) условия (процедуру) заключения гос. контракта – у вашего заказчика (из его Сведений/Распоряжений на оплату).

Порядок санкционирования платежей с лицевого счета, а также все коды направлений расходования и порядок использования кодов для проведения расходных операций определен в Пр. 214н.

Из Приложения № 3 к Пр. 214н вы можете выбрать все необходимые для ваших расходных операций укрупнённые коды (приоритетно это 0100 – зарплата, 0200 – закупка отдельных видов товаров, 0300, 0888 (накладные) и 0999 (прибыль).

Если же вы хотите перевести все средства с лицевого счета после получения ок.расчета за фактически выполненные работы (вы указали, что акты и УПД подписаны), то вам следует использовать иной порядок оформления Сведений и отражения детализированных кодов в платежном поручении.

Получено авансирование на счет УФК по гос. контракту с КС. Данные денежные средства на лицевом счете не израсходованы. Соисполнитель отказывается открывать счет в УФК. Вопрос: Является ли нарушением перечисление собственных денежных средств Предприятия по исполнению государственного контракта при наличии денежных средств на счета в УФК в объеме: а) достаточном для исполнения договора с соисполнителем б) недостаточном для исполнения договора с соисполнителем Возможно ли возместить произведенные расходы во время/ после исполнения государственного контракта при предоставлении всех подтверждающих документов?

Законодательством в сфере ГОЗ не запрещено рассчитываться собственными средствами с расчетного счета на расчетный счет поставщика.

Вместе с тем расчеты с лицевого счета на лицевой счет поставщика являются приоритетной формой расчета. По мнению сотрудников казначейства, в законе (см. пп.1 ч. 4 ст. 5 Закона № 390 – ФЗ (закона о бюджете на 2022 и плановый период 2023-2024) прямо предусмотрена обязанность по открытию лицевого счета для осуществления расчета в рамках казначейского сопровождения ГОЗ.

Отказ (или уклонение) от открытия лицевого счета вашим поставщиком (соисполнителем) может рассматриваться как уклонение от заключения контракта на условиях ГОЗ. Однако, согласно п. 6.1 ст. 6 Федерального закона № 275-ФЗ обязательность заключения контракта по ГОЗ предусмотрена только для организаций, занимающих доминирующее положение (доминирующее положение определяется в соответствии с нормами ст. 14. Федерального закона № 275-ФЗ – в т.ч. на основании включения ПКИ в ваши ТУ (или иную ТД)).

Ед. поставщик (организация, занимающая доминирующее положение) может отказаться от заключения контракта ГОЗ, в т.ч. с формой расчета на спец.счет (предложить иную форму расчета) при наличии у него экономических (или иных) причин (аргументов). Такие причины должны быть письменно изложены и подтверждены.

Поэтому ответственность (меры понуждения) за отказ работать с использованием лицевого счета может быть применена только на организации, занимающие доминирующее положение (в т.ч ст.7.29.1 КОАП).

Обязать заключать контракт ГОЗ (на условиях 275-ФЗ и казначейского сопровождения) иные организации (не занимающие доминирующее положение) нельзя (нет оснований и мер воздействия). Т.е. отказ от открытия лицевого счета может быть квалифицирован как уклонение от заключения контракта по ГОЗ (так как согласно п. 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ такие действия запрещены). Такую организацию могут оштрафовать и (или) понудить (дать предписание об обязательности заключения контракта на условиях, предложенных заказчиком).

Таким образом, так как оплата продукции с лицевого счета на лицевой является приоритетной (основной) формой расчетов между участниками кооперации работ по ГОЗ, то при проведении расчетов с использованием вашего расчетного счета могут возникнуть «вопросы» - со стороны сотрудников казначейства именно в условиях наличия у вас лицевого счета и остатков денежных средств на момент осуществления расчетов без использования такого лицевого счета (с вашего расчетного счета). Такие «вопросы» могут появиться именно в тот момент, когда вы пойдете возмещать такие расходы.

Вместе с тем, обращаем внимание, что при казначейском сопровождении нет ограничения (запрета) на возмещение факт в ходе исполнения гос. контракта, контракта.  Вы можете представить в ТОФК документы, подтверждающие факт. понесенные затраты, в рамках исполнения данного контракта и перечислить средств с лицевого на расчетный счет.

Обращаем внимание, что согласно действующим правилам (режиму лицевого счета), вы МОЖЕТЕ возместить произведенные расходы (часть расходов) при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов) (см. абз.5 пп.3 ч.3 ст.242.23 БК РФ - действует с 01.01.2022 года). В данном пункте нет никаких ограничений (обязательных условий), которые бы указывали на невозможность возмещения таких понесенных расходов при наличии средств на лицевом счете.

Для проведения возмещения требуется только наличие в вашем контракте условий о праве (согласии заказчика) на такое возмещение (конкретная сумма в контракте не указывается, но в Сведениях должно быть предусмотрен такой вид расходов по советующему коду – 9300 (при закупке ПКИ) или 9200 (работы)).

При казначейском сопровождении возмещение производится в любой момент (в ходе исполнения контракта) при наличии средств на лицевом счете и при представлении в ТОФК документов – оснований. Ожидать окончания исполнения контракта (как в банковском сопровождении) для возмещения не требуется.

С учетом изложенного, вы сможете возместить произведенные расходы в ходе исполнения государственного контракта при предоставлении всех подтверждающих документов. Но рекомендуем вам получить письменный отказ от открытия лицевого счета. Также целесообразно в таком договоре в обязательном порядке указать ссылку на ГОЗ (Федеральный закон № 275-ФЗ), а также по возможности выделить (можно отдельно спецификацией) – тот объем обязательств (цену) и ИГК, которую вы будете возмещать с данного лицевого счета. При наличии таких документов вам будет «легче» и достаточно «просто» подтвердить факт принадлежности понесенных расходов к исполнению данного гос. контракта и провести возмещение.

При этом обращаем внимание, что согласно ст. 8 (пп. 3 ч.1 или 2 Федерального закона № 275-ФЗ) вы, как заказчик, являясь головным исполнителем ГОЗ, ОБЯЗАНЫ уведомить соисполнителей о том, что контракт заключается, исполняется в целях выполнения государственного оборонного заказа (пп. 12 ч. 2 ст. 8) и четко указать об этом в тексте контракта. Иначе вы нарушите требования Федерального закона № 275-ФЗ (обязаны это сделать, если закупка была под ГОЗ).

Допустимо ли финансирование прямых затрат в части приобретения материалов по Контрактам, расчеты по которым ведутся через Казначейские лицевые счета с учетом соблюдения принципа эквивалентного (пропорционального) расходования средств, в том числе с учетом правила использования ресурсов контракта на цели выполнения иных контрактов по ГОЗ и прочие текущие цели (нужды организации)?

Нет, такие оптовые (консолидированные) закупки при казначейском сопровождении расчетов невозможны.

Принцип эквивалентности (пропорциональности) использования ресурсов контракта и (или) возможности консолидации закупки под общую потребность в рамках КС не допустимы (не применяются).

Все расчеты по лицевым счетам предполагают расходование средств ТОЛЬКО в рамках тех контрактов, на исполнение которых получены средства от заказчика и под которые открыт раздел лицевого счета.

На основании порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утв. Приказом Минфин от 17.12.2021 №214н, перечисление средств по оплате расходов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, по контракту (договору), заключенному участником казначейского сопровождения в рамках исполнения нескольких государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров) осуществляется при предоставлении участником казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства одновременно с распоряжением расшифровки к распоряжению (рекомендуемый образец приведен в приложении № 14 к настоящему Порядку) (далее – расшифровка к  распоряжению).

Оптовая закупка при казначейском сопровождении может быть осуществлена только под контракты с казначейским сопровождением, на разделах которых имеются в наличии средства, поступившие от заказчика и на основании представленной расшифровки специалисты УФК самостоятельно «распределят» оптовую партию на контракты. Использование закупленных с лицевого счета ТМЦ под собственные нужды противоречит системе расчетов при казначейском сопровождении, т.е. ЗАПРЕЩЕНО.

Альтернативой оптовым закупкам может быть только расчет с поставщиком (оптовиком) собственными средствами и дальнейшее возмещение с разных разделов лицевого счета, на которых имеются средства, поступившие от заказчиков через код 9300 на основании расшифровки к отгрузочным документам (ТН, УПД и т.п).

Предприятие является исполнителем государственного контракта второго уровня. Контрактом предусмотрено выполнение работ по этапам. Окончательный расчет за выполненные этапы также поступает на лицевой счет. Имеем ли право осуществить вывод денежных средств по коду 9?

В рамках правил КС ГОЗ 2021-2022 вы можете попытаться возместить расходы, понесенные за счет собственных средств, не дожидаясь завершения исполнения всего контракта.

Для возмещения таких расходов, понесенных за счет собственных средств, необходимо наличие в вашем контракте условия (пункта) о согласовании права на такое возмещение, а также соответствующий код в Сведениях об операциях с целевыми средствами (скорее всего это коды 9300 (при закупке ТМЦ)). Такое перечисление вы можете провести до момента исполнения своих обязательств по контракту (при наличии средств на вашем лицевом счете), т.е. во время действия контракта (независимо от «этапности»).

При этом рамках КС прибыль «забирать» по коду 0999 можно за каждый этап. Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого федеральным казначейством, утв. ПП от 24 ноября 2021 г. № 2024, предусматривают условия о перечислении целевых средств на счета, открытые в банке участнику казначейского сопровождения, являющемуся исполнителем в целях перечисления ПРИБЫЛИ в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора) в случае, если условиями контракта (договора) предусмотрены этапы исполнения) и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг) или иных документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора).