Организацией с покупателем заключен договор-счет. В договоре прописан номер ИГК, но покупатель не требует открытия спецсчета ввиду небольшой суммы по договору и ускорения поставки. Должны ли мы в счете-фактуре при отгрузке товара указать номер ИГК, ведь денежные средства перечисляются на наш обычный банковский счет, и данная сделка проводится как обычная отгрузка?

Статус Исполнителя ГОЗ напрямую не зависит (не предопределяется) формой расчетов (порядок получения денег). Наличие (требование указания) ИГК является одним из обязательных атрибутов (маркером) принадлежности к ГОЗ (и не всегда связано с оплатой именно на специальный (отдельный или лицевой счет). Таким образом, ИГК может присутствовать в контракте на поставку продукции с оплатой на расчетный счет (в т.ч. при осуществлении расчета с ОБС в рамках лимита 5(3) млн. руб.).

При этом, если сам договор содержит реквизиты ИГК, то требование указание такого ИГК в счете – фактуре является обоснованным (правомерным).

Показать полную версию ответа

Наличие ИГК в счете-фактуре (при отсутствии контракта (договора) с головным исполнителем или исполнителем, содержащего ссылку (формулировку) на то, что данный контракт исполняется в целях ГОЗ либо в рамках реализации 275-ФЗ) не является основополагающим для определения статуса поставщика как Исполнителя ГОЗ, входящего в кооперацию, с последующим распространением на него обязанностей, предусмотренных 275-ФЗ, в том числе при выборе метода ценообразования и ведения раздельного учета.

Вы можете получать денежные средства с ОБС заказчика на ваш расчетный счет и не быть исполнителем ГОЗ.

Статус Исполнителя ГОЗ напрямую не зависит (не предопределяется) формой расчетов (порядком получения денег). Наличие (требование указания) ИГК является одним из обязательных атрибутов (маркером) принадлежности к ГОЗ (и не всегда связано с оплатой именно на специальный (отдельный или лицевой счет). Таким образом, ИГК может присутствовать в контракте на поставку продукции с оплатой на расчетный счет (в т.ч. при осуществлении расчета с ОБС в рамках лимита 5(3) млн. руб.).

При этом отмечается, что в 2020 году появилась позиция, что сам факт получения денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию (выполнение работ, оказание услуг) может свидетельствовать о том, что данная продукция используется для выполнения государственного оборонного заказа, а поставщик участвует в поставках продукции по ГОЗ и является исполнителем.

При этом, если сам договор содержит реквизиты ИГК, то требование указание такого ИГК в счете – фактуре является обоснованным (правомерным).

Правомерно ли тратить средства без открытия отдельных счетов в рамках трех миллионов с одного спецсчета на исполнение разных ГОЗ?

Указанная операция не противоречит режиму отдельного счета и банк не вправе отклонить такой платеж (при условии правильного оформления документов и представления документов – оснований).

Приобретение мат. ресурсов посредством оплаты на расчетный счет организации в рамках указанного лимита и их дальнейшее использование на иные заказы по ГОЗ не противоречит нормам 275-ФЗ (при условии корректного ведения раздельного учета).

Однако, в последнее время участились случаи «более пристального» внимания банков к проведению операций в рамках лимита 3 (5) млн. руб., когда по одному договору производится оплата с разных ОБС.

В какой момент можно закрывать специальный счет (ОБС)? В каком документе описан порядок закрытия спец. счетов (ОБС), если предприятие - головной исполнитель по ГОЗ и гос. контракт исполнен (получен окончательный расчет от заказчика, осталась кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению этого контракта).

Закрытие отдельных счетов осуществляется согласно Закона № 275-ФЗ после поступления соответствующего уведомления уполномоченного банка. Банк обязан проинформировать всех участников сделки о полном исполнении головным исполнителем его обязательств по гос. контракту (п. 9 части 2 ст. 8.2 Закона 275-ФЗ). После исполнения государственного контракта (далее – ГК) Государственный заказчик (далее – ГЗ) направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении ГК (п. 17 ст. 7 Закона № 275-ФЗ). Подписывать письма о завершении исполнения ГК уполномочен Департамент финансового мониторинга ГОЗ Минобороны России (см. приказ Министра обороны РФ от 17 августа 2017 г. № 501).

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесены изменения в 275-ФЗ о порядке одновременного уведомления уполномоченным банком головного исполнителя и всех исполнителей ГОЗ о необходимости закрытия отдельного счета (возможность закрытия головным исполнителем и участниками кооперации своих отдельных счетов сразу после получения уведомления о полном исполнении ГК от гос. заказчика).

Неисполненные обязательства по расчетам с участниками кооперации в момент закрытия отдельных счетов не оцениваются (не анализируются). Кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению контрактов ГОЗ может быть погашена, в том числе, и за счет собственных средств и на обычные расчетные счета (вне зависимости от наличия ОБС и (или) остатков денег на них).

Показать полную версию ответа

Закрытие отдельных счетов осуществляется согласно Закона № 275-ФЗ после поступления соответствующего уведомления уполномоченного банка. Банк обязан проинформировать всех участников сделки о полном исполнении головным исполнителем его обязательств по гос. контракту (п. 9 части 2 ст. 8.2 Закона 275-ФЗ). После исполнения государственного контракта (далее – ГК) Государственный заказчик (далее – ГЗ) направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении ГК (п. 17 ст. 7 Закона № 275-ФЗ). Подписывать письма о завершении исполнения ГК уполномочен Департамент финансового мониторинга ГОЗ Минобороны России (см. приказ Министра обороны РФ от 17 августа 2017 г. № 501).

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесены изменения в 275-ФЗ о порядке одновременного уведомления уполномоченным банком головного исполнителя и всех исполнителей ГОЗ о необходимости закрытия отдельного счета (возможность закрытия головным исполнителем и участниками кооперации своих отдельных счетов сразу после получения уведомления о полном исполнении ГК от гос. заказчика).

Далее Головной исполнитель (исполнитель) предоставляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому ГК, и переводе средств на расчетный счет в данном уполномоченном банке или в ином банке (п. 21 части 1 ст. 8 Закона 275-ФЗ).

Таким образом, все отдельные счета головного исполнителя, исполнителей подлежат закрытию после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении ГК, о чем банк известит всех исполнителей.

Неисполненные обязательства по расчетам с участниками кооперации в момент закрытия отдельных счетов не оцениваются (не анализируются). Кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению контрактов ГОЗ может быть погашена, в том числе, и за счет собственных средств и на обычные расчетные счета (вне зависимости от наличия ОБС и (или) остатков денег на них).

Если на отдельном счете нет остатков вы вправе закрыть такой счет. Это возможно даже до момента получения уведомления от банка о возможности закрытия ОБС (это возможно в рамках закрытия всей сопровождаемой сделки только после исполнения гос.контракта – при условии отсутствия претензий к головному исполнителю) вы можете расторгнуть договор банковского обслуживания и (или) написать заявление о закрытии ОБС (в случае если все обязательна по вашему контракту исполнены в полном объеме обоими сторонами, деньги с ОБС полностью потрачены и вы не планируете возобновлять отношения в рамках указанного контракта).

Можно ли возместить затраты исполнителя, понесенные до подписания договора, при отсутствии формулировок в данном договоре из уполномоченного банка?

При банковском сопровождении изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 132-ФЗ, УСТАНАВЛИВАЮТ возможность ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАПАСА в размере суммы расходов, понесенных за счет собственных средств, предусмотренном условиями контракта, по дополнительному соглашению (исключено ТРЕБОВАНИЕ (слова) УКАЗАНИЯ СУММЫ ЗАПАСА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ Контракта). Т.е. теперь сумму запаса можно прописывать именно в ДС (официально узаконили такую практику) на любом этапе исполнения гос. контракта (контракта) – в ходе исполнения.

Дата подписания ДС не должна выходить за рамки сроков исполнения контракта. Провести возмещение вы сможете после ПОЛНОГО исполнения своих обязанностей – в размере, указанном в ДС. Для возмещения вам потребуется представление копии контракта или ДС (с суммой запаса), документ, подтверждающий полноту исполнения обязательств со стороны поставщика (исполнителя), а также платёжное поручение, свидетельствующее, что оплата за купленный вами товар (работу), проведена с вашего расчетного счета.

Таким образом, основанием для уполномоченного банка в целях перечисления суммы запаса, указанной в контракте (ДС), будет ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ, подтверждающее факт оплаты обязательств с расчетного счета. Некоторые уполномоченные банки (Новикомбанк) требуют дополнительно подтверждение факта не только оплаты, но и факта поступления (оприходования) ТМЦ (в т.ч. накладных, УПД, сч-ф и т.п.).

Показать полную версию ответа

При банковском сопровождении изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 132-ФЗ, УСТАНАВЛИВАЮТ возможность ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАПАСА в размере суммы расходов, понесенных за счет собственных средств, предусмотренном условиями контракта, по дополнительному соглашению (исключено ТРЕБОВАНИЕ (слова) УКАЗАНИЯ СУММЫ ЗАПАСА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ Контракта). Т.е. теперь сумму запаса можно прописывать именно в ДС (официально узаконили такую практику) на любом этапе исполнения гос. контракта (контракта).

Дата подписания ДС не должна выходить за рамки сроков исполнения контракта. Провести возмещение вы сможете после ПОЛНОГО исполнения своих обязанностей – в размере, указанном в ДС. Для возмещения вам потребуется платёжное поручение, подтверждающее, что оплата за купленный вами товар проведена с вашего расчетного счета.

В случае, если условие о запасе отсутствует (не предусмотрено ни текстом контракта, ни ДС), то все имеющиеся на ОБС деньги предприятие сможет перечислить на расчетный счет только при закрытии ОБС или расходовать их на собственные нужды с учетом ограничений режима отдельного счета на все разрешенные операции, отражая данные в Отчете об исполнении контракта в соответствии с  ПП № 543 (следует только следить за значением контрольного правила, чтобы «не уйти в минус» и соблюдать принцип эквивалентности привнесенных и «выведенных» из контракта ресурсов).

Основанием для уполномоченного банка в целях перечисления суммы запаса, указанной в контракте, будет ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ (либо несколько платежных поручений, если закупка осуществлялась поэтапно), контракта и подтверждающее факт оплаты обязательств с расчетного счета. Некоторые уполномоченные банки (Новикомбанк) требуют дополнительно подтверждение факта не только оплаты, но и факта поступления (оприходования) ТМЦ (в т.ч. накладных, УПД, сч-ф и т.п.).

В части материалов – это накладные и счета на оплату и т.п. и т.д. При этом, дата таких счетов (платежек) должна быть не позднее, чем дата исполнения контракта ГОЗ.

В части согласования суммы запаса головным исполнителем – ничего существенно не меняется. Так как на практике для возмещения таких затрат, понесенных головным исполнителем, банк требует не сам гос. контракт (сумму запаса, указанного в нем или в ДС) – для головника нужно получение от ДФМ в банк уведомления о сумме запаса в рамках процедуры, установленной приказом МО № 712.

Порядок уведомления о сумме запаса при заключении гос. контракта определен Приказом МО РФ от 31.10.2016 г. № 712 – уведомление о согласованной сумме запаса направляется в банк ДФМ МО РФ (на основании решения ДОГОЗ). Включение данной суммы в тело гос. контракта не является строго обязательным (банки проведут операцию по возмещению запаса головному исполнителю на основании Уведомления ДФМ). При этом, в 2022 году был принят отдельный приказ МО РФ о порядке согласования суммы запаса головного исполнителя (Приказ МО РФ № 550 дсп от 19.09.2022).

Для головного исполнителя процедура подтверждения суммы запаса является более проблематичной, так как заявить о наличии запаса следует непосредственно в момент подготовки проекта гос. контракта (такая возможность есть только у ед. поставщика). Поэтому направить документы с подтверждением факта наличия суммы запаса следует вместе с пакетом РКМ. В данном случае рассмотрение документа на обоснование цены и согласование суммы запаса будут происходить синхронно (переписка через ДОГОЗ, рассмотрение - с участием ДАГК).

При этом отмечается, что в рамках ПП № 543 предусмотрен принцип эквивалентного расходования ресурсов контракта по ГОЗ, если предприятие ведет раздельный учет и в любой момент времени (в режиме онлайн) может подсчитать, сколько и на какие цели у него ушло средств, в том числе бюджетных и собственных. Т.е. предприятие может потратить (использовать) деньги, которые имеются на ОБС на иные цели, связанные с исполнением иных контрактов ГОЗ и (или) на текущие собственные нужды.

Возможно ли заключение договора ГОЗ без ограничения суммы (свыше 3 млн. руб.) без открытия спецсчета в уполномоченном банке с получением средств на обычный расчетный счет лимитировано не более 3 млн/мес. Покупатель оплачивает в рамках своих 3 млн по п. «з» статьи 8.3 275-ФЗ. Не будет ли это считаться нарушением 275-ФЗ?

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не установлен запрет исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, осуществлять формирование запаса продукции сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, за счет собственных средств.

Таким образом, предложение осуществить оплату на расчетный счет не является нарушением (не может быть квалифицировано как нарушение норм 275-ФЗ).

Показать полную версию ответа

Заключение контракта по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки с формой расчетов с отдельного на отдельный счет является приоритетной формой расчета при поставках по ГОЗ в интересах МО РФ.

При этом, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не установлен запрет исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, осуществлять формирование запаса продукции сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, за счет собственных средств.

Таким образом, предложение осуществить оплату на расчетный счет не является нарушением (не может быть квалифицировано как нарушение норм 275-ФЗ).

Вместе с тем, уведомлять соисполнителей, что договор заключается в рамках ГОЗ – прямая обязанность головного исполнителя, исполнителя (вне зависимости от формы оплаты).

Ссылка на ГОЗ и ИГК в настоящее время является правильной (приоритетной формой) вне зависимости от формы расчетов.
Согласно, пункту 4 части 1, пункту 4 части 2 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ на головного исполнителя, исполнителя возлагается обязанность по включению ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями. Каких-либо исключений указанные нормы не содержат.

Отмечаем, что в настоящее время контрольные и надзорные органы в сфере ГОЗ позиционируют получение денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию как свидетельство того, что данная продукция используется для выполнения ГОЗ, а поставщик участвует в поставках по ГОЗ и является исполнителем.

С учетом изложенного, заключение и исполнение (оплата) по контракту на расчетный счет поставщика не будет считаться нарушением 275-ФЗ. Но при этом настоятельно рекомендуем указать в нем ссылку на ГОЗ (нормы 275-ФЗ, в т.ч. все обязанности исполнителя ГОЗ) и ИГК, в рамках которого он будет оплачиваться. Такая ссылка обязательна (приоритетна) при закупке продукции, непосредственно используемой для выполнения обязательств по ГОЗ (т.е. входит в состав прямых затрат).

При оплате с ОБС косвенных (в т.ч. накладных) расходов наличие (указание ИГК в обосновывающих документах), в т.ч. и в платежном поручении в настоящее время не требуется.

Подскажите пожалуйста, возможна ли оплата с ОБС по «Контракту 1 ИГК 1» оплатить поставщику на ОБС по «Контракту 2 ИГК 2»?

Нет, такая операция «оплата с ОБС по «Контракту 1 ИГК 1» - на ОБС по «Контракту 2 ИГК 2» невозможна (банк не проведет такую операцию).

Такое «Перекрестное финансирование» в ГОЗе запрещено (нельзя заплатить с ОБС 1 с ИГК1 на ОБС с ИГК2– т.е. оплата по контракту, в котором не будет прописан данный ИГК 1 невозможна).

Однако, купить (оплатить) за счет ОБС 1 и использовать на цели исполнения нескольких (иных) контрактов ГОЗ – допустимо (не запрещено).

Т.е., вариант осуществления оптовой закупки (консолидированной с учетом общей потребности) при осуществлении платежей с ОБС (в рамках ГОЗ с МО) допустим.

Показать полную версию ответа

Нет, такая операция «оплата с ОБС по «Контракту 1 ИГК 1» - на ОБС по «Контракту 2 ИГК 2» невозможна (банк не проведет такую операцию).

Такое «Перекрестное финансирование» в ГОЗе запрещено (нельзя заплатить с ОБС 1 с ИГК1 на ОБС с ИГК2– т.е. оплата по контракту, в котором не будет прописан данный ИГК 1 невозможна).

Однако, купить (оплатить) за счет ОБС 1 и использовать на цели исполнения нескольких (иных) контрактов ГОЗ – допустимо (не запрещено).

Фактически речь может идти только о «перекрестном использовании» материалов, т.е. о перераспределении ресурсов контракта (раздельном учете ТМЦ, купленных в рамках оптовой (консолидированной) закупки). «Перекрестное опыление» (оплата за счет одного ОБС (ИГК), а использование ТМЦ на цели исполнения иного контракта ГОЗ) допускается (при условии соблюдения правил раздельного учета).

Т.е., вариант осуществления оптовой закупки (консолидированной с учетом общей потребности) при осуществлении платежей с ОБС (в рамках ГОЗ с МО) допустим.

Как правильно поступить с полученным авансом, если отдельные счета не открыты ни у нас, ни у нашего Заказчика - аванс поступил нам на коммерческий счет? Можем ли мы его потратить на текущие нужды предприятия? А после открытия отдельных счетов, при необходимости проведения платежей пополнять ОБС собственными средствами? Или лучше держать поступившую сумму на коммерческом счете? И тратить по таким правилам, как если бы деньги были на отдельном счете с учетом поддержания положительного контрольного правила в Отчете?

Жесткие требования (в т.ч. на основании с нормами п. 3 ст. 12) по контролю расходования аванса распространяются только на финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначенные только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств (в т.ч. авансовых).

При этом, и контракт ГОЗ может иметь более жесткие требования (условия и ограничения) в части направления расходования аванса (например, требование провести авансирование соисполнителей и (или) представление отчета о его расходовании).

Вместе с тем, расчеты собственными средствами в ГОЗ не запрещены (поступление средств на ваш расчетный счет весьма объективно).

Форма пополнения ОБС собственными средствами предусмотрена 275-ФЗ, в том числе используется в рамках формирования опережающего задела как альтернативный инструмент (при отсутствии аванса).

Показать полную версию ответа

Если в вашем договоре с Заказчиком присутствует ссылка на ГОЗ, ваша обязанность, как исполнителя ГОЗ соблюдать все предусмотренные 275-ФЗ, обязанности, в т.ч. правила ценообразования и раздельного учета (в т.ч. отразить поступление данных средств от заказчика и одновременно отразить «транзит» - через строку 2.1.1 – как факт «списания» денег на собственные нужды. ,т.е. текущее состояние Отчета – минус в контрольном правиле). Пока вы не начнете работы по данному контракту – такая «метка» - будет иметь место (хотя вы сейчас и не сдаете такой Отчет – до момента открытия ОБС – но затем эта ситуация может быть зафиксирована при поступлении данных в ЕИС ГОЗ.

Федеральным законом запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в т.ч. действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (пункт 3 части 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ).

Жесткие требования (в т.ч. на основании с нормами п. 3 ст. 12) по контролю расходования аванса распространяются только на финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначенные только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств (в т.ч. авансовых).

При этом, и контракт ГОЗ может иметь более жесткие требования (условия и ограничения) в части направления расходования аванса (например, требование провести авансирование соисполнителей и (или) представление отчета о его расходовании).

Вместе с тем, расчеты собственными средствами в ГОЗ не запрещены (поступление средств на ваш расчетный счет весьма объективно).

Официального механизма контроля (отслеживания) суммы аванса, поступившего на расчетный счет, нет (деньги не промаркированные – они «растворяются» в общей массе). Но в целом проверка идет по общей массе (сумме), полученной и подтверждённой (правомерно потраченной). Если счет (был) обнулен – кроме аванса не было денег, можно отследить по каждой транзакции.

При этом, форма пополнения ОБС собственными средствами предусмотрена 275-ФЗ, в том числе используется в рамках формирования опережающего задела как альтернативный инструмент (при отсутствии аванса).

Более того, вариант пополнения ОБС собственными средствами и расчёты в рамках исполнения контракта с ОБС является наиболее предпочтительным (приоритетным), полностью правомерным в части требований законодательства и подходов контрольных органов в части целевого расходования средств.

Чаще всего на такие меры идут в целях выполнения обязательств по ГОЗ в срок, и принимают все необходимые и возможные меры (а именно произвести расчеты и поставку своевременно).

ГОЗ (поставка в рамках 275-ФЗ) может быть и без ОБС. Контракт может предусматривать как оплату на ОБС, так и на расчетный счет.

С учетом вышесказанного, считаем возможным (допустимым) расходование поступившего авансового платежа на текущие нужды организации (при условии отсутствия в тексте контракта требования отчета об его использовании и (или) при условии, что по данному контракту уже начаты – есть ресурсы, которые вы будете в Отчете показывать, как собственные («введенные»).

Поэтому, мы рекомендуем вам тратить деньги, поступившие на расчетный счет - с учетом (по мере) поддержания положительного контрольного правила в Отчете, т.е. с учетом соблюдения общего принципа эквивалентности (соразмерности) расходов, осуществлённых за счет собственных средств и направленных на иные (текущие) нужды организации.

Денежные средства, поступившие от гос. заказчика (заказчика), в т.ч. на отдельный счет, могут быть направлены на текущую деятельность предприятия при условии, что ранее соразмерные расходы для исполнения контракта были осуществлены им за счет собственных денежных средств.

При этом такие действия не должны повлечь за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ).

Можно ли провести акт взаимозачета между двумя договорами по одному ИГК, один из которых заключен на поставку, а другой на оказание услуг? Организация является исполнителями подрядчика.

Нет, провести акт взаимозачета между этими двумя договорами (с разными ОБС) нельзя (даже если это один ИГК).

Операция «перезачета» между двумя договорами» запрещена. Такая форма взаимозачетов по контрактам ГОЗ с ОБС не допускается.

Если оплата по контракту ГОЗ ранее производилась на отдельный счет по данному контракту, то такие «зачеты» обязательств считаются невозможными (недопустимыми), ввиду не тождественности (неоднородности) таких поставок (условий оплаты).

При этом, отмечаем, что Законом не предусмотрен запрет на уступку права требования и (или) взаимозачет обязательств как таковой. Законом предусмотрен запрет на оплату со спец.счетов по уступке права требования и (или) при взаимозачётах. Это норма направлена за защиту денежных средств государства во время исполнения гос. контрактов. В данном случае Закон № 275-ФЗ устанавливает только невозможность погашения задолженности (кредиторской или дебиторской) стороны такого соглашения (договора) с использованием ОБС.

Можно ли использовать оставшиеся средства окончательного расчета в рамках 3 миллионов на оплату аренды, налогов, заработную плату и т.п. на текущую деятельность предприятия после закрытия контракта ГОЗ?

Да, возможно, с учетом того, что ваши обязательства по контракту были исполнены в полном объеме (продукция принята заказчиком) – признаков оснований для признания таких расходных операций с ОБС) в качестве нецелевого расходования средств нет (см. ч. 3 ст. 8 275-ФЗ).

Квалификация нецелевого расходования средств, оставшихся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, маловероятна, так как основные условия (запреты), предусмотренные в ч.3. ст. 8, уже не имеют риска наступления негативных последствий.

Показать полную версию ответа

Да, возможно, с учетом того, что ваши обязательства по контракту были исполнены в полном объеме (продукция принята заказчиком) – признаков оснований для признания таких расходных операций с ОБС) в качестве нецелевого расходования средств нет (см. ч. 3 ст. 8 275-ФЗ).

Квалификация нецелевого расходования средств, оставшихся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, маловероятна, так как основные условия (запреты), предусмотренные в ч.3. ст. 8, уже не имеют риска наступления негативных последствий.

После выполнения контракта (по исполненным контрактам) ВСЯ сумма, отраженная в раздельном учете по контракту как «привнесенные в контракт ресурсы» (т.е. и ФОТ и накладные расходы, а также материалы, которые были произведены за счет собственных средств, – ее эквивалент) - может быть направлена на текущее финансирование (текущие нужды организации) в рамках режима ОБС, в том числе и на расходы в рамках лимита 3 млн. руб. (в т.ч. на аренду или косвенные расходы), выплату зарплаты, налогов.

Основным обосновывающим документом для ведения таких расчетов должен стать Отчет об исполнении контракта ГОЗ (утв. ПП № 543) - значение в стр.4 свидетельствует о положительном контрольном правиле соотношения привлеченных (собственных ресурсов) и «выведенных» перенаправленных средств контракта. Пока контрольное правило в положительном сегменте, можно расходовать средства ОБС (остатки ок. расчета) в рамках всех разрешенных операций.

Мы Исполнители, заключаем договор на поставку комплектации по цепочке с Соисполнителем, сумма менее 100тр, планируем расчет провести с ОБС на их расчетный счет. Соисполнитель отказывается прописывать в договоре ИГК, ссылаясь на поправки в 275-ФЗ законом 133-ФЗ. Можем ли мы заключить обычный контракт, и платить с ОБС? Разве банк пропустит платежку без ИГК по контракту без ИГК?

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 133-ФЗ, ИСКЛЮЧИЛИ ТРЕБОВАНИЕ указывать идентификатор государственного контракта во всех обосновывающих документах (в распоряжении о переводе денежных средств, а также в договоре (контракте) при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет (в том числе в рамках лимита 5 (3) млн. руб.).

Показать полную версию ответа

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 133-ФЗ, ИСКЛЮЧИЛИ ТРЕБОВАНИЕ указывать идентификатор государственного контракта во всех обосновывающих документах (в распоряжении о переводе денежных средств, а также в договоре (контракте) при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет (в том числе в рамках лимита 5 (3) млн. руб.).

Да, действительно, по новым правилам уполномоченные банки проводят с ОБС на расчетный счет платеж без указания ИГК в договоре (счете), т.е. наличие ИГК в документах-основаниях не требуется.

При этом отмечаем, что согласно поправок в 275-ФЗ, внесенных 30.04.2021 г. 133-ФЗ (вступили в силу в мае 2021 г.), ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб.

Поэтому, действительно, Контракт в рамках ГОЗ может не содержать ссылку на ИГК, но прямое указание на 275-ФЗ (поставку в рамках ГОЗ) в контракте с Исполнителем (в случае закупки продукции, непосредственно связанной с изготовлением (поставкой) по ГОЗ (в рамках ваших обязательств по ГОЗ) должно быть (приоритетно).

При получении денег с ОБС (даже на расчетный счет) ваш поставщик фактически является «конечным» участником сопровождаемой сделки и входит в кооперацию головного исполнителя.

При этом, действующие нормы 1465 ПП и 275-ФЗ (в части определения понятия Исполнителя ГОЗ, Кооперации головного исполнителя и Сопровождаемой сделки) в связи с последними поправками (132-ФЗ и 133-ФЗ от 30.04.2021 г.) остались неизменными.

Отмечаем, что нормы 1465 ПП (в части единых правил ценообразования) в отношении сырья, материалов и ПКИ, которые применяются при поставках продукции по контрактам ГОЗ, должны применяться вне зависимости от формы расчета.

Согласно пункту 6 Положения 1465, государственное регулирование цен распространяется при закупке сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта.

С учетом изложенного, если продукция используется вами при производстве (исполнении обязательства) в рамках заданий ГОЗ (в качестве прямых затрат), то уведомление о ее использовании на цели ГОЗ и принадлежности к ГОЗ (ссылка на ГОЗ или на 275-ФЗ) в контракте является предпочтительной (приоритетной). Эта рекомендация (с учетом общего толкования норм законодательства о ГОЗ) должна действовать вне зависимости от формы расчета (от факта получения денег на расчётный счет).

Указывать ли ИГК или нет – вы должны определится с вашим поставщиком – по соглашению сторон (с учетом специфики поставляемой вами продукции и порядка ее дальнейшего использования при выполнении задания ГОЗ).

Можно ли тратить оставшиеся на отдельном счете средства после исполнения контракта по ГОЗ. Какие операции разрешены в данной ситуации?

Денежные средства, поступившие на отдельные счета и (или) оставшиеся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, могут быть направлены (израсходованы) на текущую деятельность предприятия (в том числе на заработную плату, уплату налогов и сборов), при условии, что ранее соразмерные расходы для исполнения контрактов были осуществлены им за счет собственных денежных средств.

Поэтому, после выполнения контракта (по исполненным контрактам) ВСЯ сумма, отраженная в раздельном учете по контракту как «привнесенные в контракт ресурсы» (т.е. и ФОТ и накладные расходы, а также материалы, которые были произведены за счет собственных средств, – ее эквивалент) - может быть направлена на текущее финансирование (текущие нужды организации) в рамках режима ОБС, в том числе и на выплату зарплаты, НАЛОГИ и расходы в рамках лимита 3 млн. руб. (в т.ч. на материалы или накладные расходы).

Основным обосновывающих документом для ведения таких расчетов должен стать Отчет об исполнении контракта ГОЗ (утв. ПП № 543) - значение в стр.4 свидетельствует о положительном контрольном правиле соотношения привлеченных (собственных ресурсов) и «выведенных» перенаправленных средств контакта. Пока контрольное правило в положительном сегменте можно расходовать средства ОБС (остатки ок. расчета) в рамках всех разрешенных операций.

Показать полную версию ответа

Квалификация нецелевого расходования средств, оставшихся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, маловероятна, так как основные условия (запреты), предусмотренные в ч.3. ст. 8, уже не имеют риска наступления негативных последствий.

Т.е. Денежные средства, поступившие на отдельные счета и (или) оставшиеся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, могут быть направлены (израсходованы) на текущую деятельность предприятия (в том числе на заработную плату, уплату налогов и сборов), при условии, что ранее соразмерные расходы для исполнения контрактов были осуществлены им за счет собственных денежных средств.

Поэтому, после выполнения контракта (по исполненным контрактам) ВСЯ сумма, отраженная в раздельном учете по контракту как «привнесенные в контракт ресурсы» (т.е. и ФОТ и накладные расходы, а также материалы, которые были произведены за счет собственных средств, – ее эквивалент) - может быть направлена на текущее финансирование (текущие нужды организации) в рамках режима ОБС, в том числе и на выплату зарплаты, НАЛОГИ и расходы в рамках лимита 3 млн. руб. (в т.ч. на материалы или накладные расходы).

Основным обосновывающих документом для ведения таких расчетов должен стать Отчет об исполнении контракта ГОЗ (утв. ПП № 543) - значение в стр.4 свидетельствует о положительном контрольном правиле соотношения привлеченных (собственных ресурсов) и «выведенных» перенаправленных средств контакта. Пока контрольное правило в положительном сегменте можно расходовать средства ОБС (остатки ок. расчета) в рамках всех разрешенных операций.

Кроме того, обращаем внимание, что вы имеете право предусмотреть в условиях договора (или доп. соглашением) СУММУ ЗАПАСА и право на его возмещение (после исполнения обязательств по вашему контракту эту сумму вы сможете перечислить с ОБС на ваш расчетный счет). К запасам может быть отнесены в том числе и размер заработной платы, выплачиваемой вами в период исполнения контракта за счет собственных средств. Главное, чтобы такое ДС было подписано в период действия контакта (не за сроками его исполнения).

Тогда, после исполнения контракта с вашей стороны, предоставив в банк ДС с указанной суммой запаса и платежные поручения, подтверждающие, что вы платили с вашего расчетного счета, вы сможете перечислить сумму запаса на свой расчетный счет. К запасам могут быть отнесены любые понесенные вами фактические расходы, связанные с исполнением обязательств по контакту и профинансированные с вашего расчетного счета (главное - наличие платежного поручения, подтверждающего ФАКТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ с расчетного счета организации). Кроме того, после исполнения обязательств вы можете перевести с отдельного счета на ваш расчетный счет сумму прибыли, если ее размер был определен (в руб.) в тексте контракта или в ДС.

С учетом изложенного, если вы ИСПОЛНИЛИ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСВА В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ и на момент закрытия контракта фактические затраты в рамках ведения раздельного учета так же сформированы, то квалификации нецелевого расходования полученных денежных средств уже быть не может.

При этом, пунктом 23 Порядка установлены затраты, которые не включаются в цену продукции, поставляемой по ГОЗ, в этой связи иные затраты, не указанные в пункте 23 Порядка, могут быть включены в цену продукции при соблюдении критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения (пункт 12 Порядка). Поэтому Эксперты не рекомендуют оплачивать с ОБС те виды затрат, которые не подлежат включению в цену продукции – в целях недопущения выявления ПРИЗНАКОВ нецелевого расходования средств – т.е. использования денежных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств ( согласно ч. 3 ст. 8 - использование полученных по государственному контракту, контракту средств должно осуществляться только на цели, связанные с выполнением государственного оборонного заказа (всех заданий по ГОЗ в целом)).

Возможна ли оплата в рамках 3 млн (в иностранной валюте) отечественному поставщику? (закупка ПО)

Операции в валюте между российскими организациями запрещены в рамках валютного законодательства и осуществляются только в российских рублях.

При этом, цена контракта может быть определена в валюте, но отдельным пунктом в контракте должна быть прописана четкая формула (алгоритм) перевода (пересчета) в рубли с учетом курса/комиссии и проч. условий, установленных сторонами контракта.

Более того, покупка иностранной валюты с ОБС не допускается, т.к является запрещенной операцией.

Просим пояснить, какие документы нужно направить в банк для возмещения заработной платы и налогов с заработной платы по контракту на НИОКР, выполняемому в рамках ГОЗ?

Возмещение ранее выплаченной заработной платы с расчетного счета возможно при наличии соответствующего условия в контракте.

Если Заказчик согласовал конкретную сумму в контракте на НИОКР (дополнительном соглашении) для последующего возмещения с ОБС Поставщика(после подписания Акта сдачи-приемки работ), то уполномоченный банк проведет такую операцию на основании наличия данного условия и платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств с расчетного (текущего) счета в банк, где обслуживается зарплатный проект.

Наша организация подписала контракт на поставку, изготовление запасных частей, инструментов и принадлежностей для поддержания технической готовности систем (по ГОЗ) (80% - будут только покупные товары, 20% - изготавливаемые предприятием). Срок действия контракта - 2 года. Можем ли мы оформить длительный цикл для реализации варианта возмещения затрат при частичном исполнении контракта при длительном технологическом цикле?

Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции указан в Приказе Минпромторга России от 24.04.2017 г. № 1270 «О порядке отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и порядке выдачи документа, подтверждающего деятельность производственного цикла изготовления продукции, поставляемой в рамках ГОЗ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.07.2017 г. № 47502). Заключение по данному факту готовится Минпромторгом на основании представленных обосновывающих документов.

В данном случае длительность технологического цикла (более 6 мес.) – не зависит от срока действия контракта – а определяется именно технологическим циклом ИЗГОТОВЛЕНИЯ продукции. Для подтверждения требуется в Минпромторг России предоставить график тех.цикла (с указанием маршрута изготовления единицы продукции).

Для контрактов с длительным технологическим циклом такой порядок регулируется Приказом Минпромторга России от 13 февраля 2017 г. № 401 о порядке обоснования исполнителем фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ.

Показать полную версию ответа

Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции указан в Приказе Минпромторга России от 24.04.2017 г. № 1270 «О порядке отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и порядке выдачи документа, подтверждающего деятельность производственного цикла изготовления продукции, поставляемой в рамках ГОЗ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.07.2017 г. № 47502). Заключение по данному факту готовится Минпромторгом на основании представленных обосновывающих документов.

В данном случае длительность технологического цикла (более 6 мес.) – не зависит от срока действия контракта – а определяется именно технологическим циклом ИЗГОТОВЛЕНИЯ продукции. Для подтверждения требуется в Минпромторг России предоставить график тех.цикла (с указанием маршрута изготовления единицы продукции).

Для контрактов с длительным технологическим циклом такой порядок регулируется Приказом Минпромторга России от 13 февраля 2017 г. № 401 о порядке обоснования исполнителем фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ.

В Приказ 401 в настоящее время внесены изменения, устанавливающие возможность отнесения фактических расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг сторонних организаций, а также расходов, понесенных при изготовлении готовой продукции собственного производства и (или) продукции незавершенного производства, в процессе исполнения таких контрактов и возмещения в уполномоченном банке при наличии соответственного условия - исключен п.6 (требование о формировании запаса ""ДО"" заключения контракта).

Размер прибыли в договоре должен быть в денежном эквиваленте или возможно указание в %?

После исполнения обязательств Исполнитель может перевести с отдельного счета на расчетный счет сумму прибыли, если ее размер был определен в тексте контракта или в ДС.

Размер прибыли Исполнителя в денежном выражении может быть указан в абсолютной величине (указана конкретная сумма) либо должен быть прописан порядок ее точного определения (например, 20 процентов от цены Контракта) Формулировки об относительной величине («не превышает», «не более», «в пределах цены Контракта», «предельный размер» и т.п. не являются согласованным размером прибыли.

Организация заключила кредитное соглашение на финансирование будущего контракта ГОЗ в декабре 2022 года. И начала выборку в рамках задела (было несколько траншей). Контракт был подписан в январе 2023 г., к которому был открыт ОБС. Аванс до сих пор не получен, а выполнять ГОЗ надо. В настоящее время завод может выбрать деньги из коммерческого кредита на покупку ПКИ? Или теперь все платежи должны идти только с ОБС (мое мнение, что только так)?

Да, вы имеете право использовать заемные деньги на приобретения ПКИ (желательно с указанием ссылки на ГОЗ, но форма оплаты может быть и с расчетного счета). Допустимо формировать запас собственными средствами – закупать кредитными средствами, но при этом подписать ДС с заказчиком, в котором будет определена сумма для дальнейшего (после исполнения своих обязательств исполнителем) перечисления (возмещения) себе на расчетный счет.

При этом отмечаем, что при отсутствии (недостаточности) средств на ОБС для закупки можно воспользоваться процедурой пополнения ОБС собственными средствами (средствами коммерческого кредита) и как только от заказчика поступит оплата (аванс), вы переведете сумму пополнения (возврата) себе на расчетный счет.

Показать полную версию ответа

Да, вы имеете право использовать заемные деньги на приобретения ПКИ (желательно с указанием ссылки на ГОЗ, но форма оплаты может быть и с расчетного счета). Допустимо формировать запас собственными средствами – закупать кредитными средствами, но при этом подписать ДС с заказчиком, в котором будет определена сумма для дальнейшего (после исполнения своих обязательств исполнителем) перечисления (возмещения) себе на расчетный счет.

Обращаем внимание, что формирование запаса возможно В ПЕРИОД (в ходе) ИСПОЛНЕНИЯ контракта (т.е. в т.ч. в том случае, если ОБС уже открыт это так же допустимо). Сумма запаса подлежит отражению в ДС. Для подтверждения запаса перед банком вам необходимо будет предоставить платежное поручение, отражающее факт оплаты с вашего расчетного счета.

Контроль наличия остатков на ОБС (при возмещении запаса) и (или) анализ причин невозможности провести закупку с ОБС – в настоящее время не применяется.

При этом отмечаем, что при отсутствии (недостаточности) средств на ОБС для закупки можно воспользоваться процедурой пополнения ОБС собственными средствами (средствами коммерческого кредита) и как только от заказчика поступит оплата (аванс), вы переведете сумму пополнения (возврата) себе на расчетный счет.

275 ФЗ. Мы являемся соисполнителями. В рамках 3-х млн. можно ли оплатить по договору с Поставщиком за оборудование? И если договор на оборудование больше 3-х млн., то можно ли оплатить за оборудование в одном месяце 3 млн. и в следующем месяце снова оплатить 3 млн.?

Вы вправе приобрести основные средства (станки), оплатив их в рамках требований режима отдельного счета (в т.ч. в пределах лимита 5(3) млн. руб. в месяц с каждого (любого) ОБС). При закупке такого оборудования должны выполняться общие требования (принципы) целевого расходования средств, а также соблюдены требования ведения раздельного учета и (или) заполнения Отчета об исполнении контракта ГОЗ.

275-ФЗ не содержит запрет на покупку (оплату) отдельных видов продукции (категории товаров), в т.ч. в части закупки оборудования, кроме тех запретов, которые установлены ст. 8.4 275-ФЗ (в части проведения отдельных видов «запрещенных» операций).

Основные средства (станки, оборудование и пр.) не отнесены к списку «запрещенных», следовательно, могут быть приобретены с учетом общих правил режима ОБС (с ОБС на ОБС или в рамках лимита 5 (3) млн. руб. на расчетный счет поставщика (продавца) с каждого отдельного счета заказчика – покупателя в месяц (т.е. ежемесячный лимит перечисления с ОБС на расчетный счет поставщика 3 млн. – вне зависимости от суммы договора, по которому производится оплата).

Показать полную версию ответа

Да, такой вариант допустим - режим отдельного счета при банковском сопровождении контракта по ГОЗ.275-ФЗ не содержит запрет на покупку (оплату) отдельных видов продукции (категории товаров), в т.ч. в части закупки оборудования, кроме тех запретов, которые установлены ст. 8.4 275-ФЗ (в части проведения отдельных видов «запрещенных» операций).

Основные средства (станки, оборудование и пр.) не отнесены к списку «запрещенных», следовательно, могут быть приобретены с учетом общих правил режима ОБС (с ОБС на ОБС или в рамках лимита 5 (3) млн. руб. на расчетный счет поставщика (продавца) с каждого отдельного счета заказчика – покупателя в месяц (т.е. ежемесячный лимит перечисления с ОБС на расчетный счет поставщика 3 млн. – вне зависимости от суммы договора, по которому производится оплата).

Вместе с тем, Федеральным законом запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в т.ч. действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (пункт 3 части 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ). Если приобретённое оборудование будет задействовано в выполнении обязательств по ГОЗ – то данный принцип (требование) нарушен не будет.
При этом, следует отметить, что источником оплаты таких основных средств может служить сумма начисленной амортизации (амортизационный фонд), который был принят в цене продукции ГОЗ – т.е. денежные средства ОБС в том числе предназначены для финансирования работ по восполнению (замены) изношенных или вышедших из эксплуатации основных средств.

Таким образом, вы вправе приобрести основные средства (станки), оплатив их в рамках требований режима отдельного счета (в т.ч. в пределах лимита 5(3) млн. руб. в месяц с каждого (любого) ОБС). При закупке такого оборудования должны выполняться общие требования (принципы) целевого расходования средств, а также соблюдены требования ведения раздельного учета и (или) заполнения Отчета об исполнении контракта ГОЗ.

Дополнительно отмечаем, что согласно поправок в 275-ФЗ в редакции от 30.04.2021 г. 133 –ФЗ (вступили в силу в мае 2021 г.) ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб.