Организацией с покупателем заключен договор-счет. В договоре прописан номер ИГК, но покупатель не требует открытия спецсчета ввиду небольшой суммы по договору и ускорения поставки. Должны ли мы в счете-фактуре при отгрузке товара указать номер ИГК, ведь денежные средства перечисляются на наш обычный банковский счет, и данная сделка проводится как обычная отгрузка?

Наличие ИГК в счете-фактуре (при отсутствии контракта (договора) с головным исполнителем или исполнителем, содержащего ссылку (формулировку) на то, что данный контракт исполняется в целях ГОЗ либо в рамках реализации 275-ФЗ) не является основополагающим для определения статуса поставщика как Исполнителя ГОЗ, входящего в кооперацию, с последующим распространением на него обязанностей, предусмотренных 275-ФЗ, в том числе при выборе метода ценообразования и ведения раздельного учета.

Вы можете получать денежные средства с ОБС заказчика на ваш расчетный счет и не быть исполнителем ГОЗ.

Статус Исполнителя ГОЗ напрямую не зависит (не предопределяется) с формой расчетов (порядок получения денег). Наличие (требовании указания) ИГК является одним из обязательных атрибутов (маркером) принадлежности к ГОЗ (и не всегда связано с оплатой именно на специальный (отдельный или лицевой счет). Таким образом, ИГК может присутствовать в контракте на поставку продукции с оплатой на расчетный счет (в т.ч. при осуществлении расчета с ОБС в рамках лимита 5(3) млн. руб.)

При этом отмечается, что в 2020 году появилась позиция, что сам факт получения денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию (выполнение работ, оказание услуг) может свидетельствовать о том, что данная продукция используется для выполнения государственного оборонного заказа, а поставщик участвует в поставках продукции по ГОЗ и является исполнителем.

При этом, если сам договор содержит реквизиты ИГК, то требование указание такого ИГК в счете – фактуре является обоснованным (правомерным).

Правомерно ли тратить средства без открытия отдельных счетов в рамках трех миллионов с одного спецсчета на исполнение разных ГОЗ?

Указанная операция не противоречит режиму отдельного счета и банк не вправе отклонить такой платеж (при условии правильного оформления документов и представления документов – оснований).

Приобретение мат. ресурсов посредством оплаты на расчетный счет организации в рамках указанного лимита и их дальнейшее использование на иные заказы по ГОЗ не противоречит нормам 275-ФЗ (при условии корректного ведения раздельного учета).

Однако, в последнее время участились случаи «более пристального» внимания банков к проведению операций в рамках лимита 3 (5) млн. руб., когда по одному договору производится оплата с разных ОБС.

В какой момент можно закрывать специальный счет (ОБС)? В каком документе описан порядок закрытия спец. счетов (ОБС), если предприятие - головной исполнитель по ГОЗ и гос. контракт исполнен (получен окончательный расчет от заказчика, осталась кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению этого контракта).

Закрытие отдельных счетов осуществляется согласно Закона № 275-ФЗ после поступления соответствующего уведомления уполномоченного банка. Банк обязан проинформировать всех участников сделки о полном исполнении головным исполнителем его обязательств по гос. контракту (п. 9 части 2 ст. 8.2 Закона 275-ФЗ). После исполнения государственного контракта (далее – ГК) Государственный заказчик (далее – ГЗ) направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении ГК (п. 17 ст. 7 Закона № 275-ФЗ). Подписывать письма о завершении исполнения ГК уполномочен Департамент финансового мониторинга ГОЗ Минобороны России (см. приказ Министра обороны РФ от 17 августа 2017 г. № 501). Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесены изменения в 275-ФЗ о порядке одновременного уведомления уполномоченным банком головного исполнителя и всех исполнителей ГОЗ о необходимости закрытия отдельного счета (возможность закрытия головным исполнителем и участниками кооперации своих отдельных счетов сразу после получения уведомления о полном исполнении ГК от гос. заказчика);

Далее Головной исполнитель (исполнитель) предоставляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому ГК, и переводе средств на расчетный счет в данном уполномоченном банке или в ином банке (п. 21 части 1 ст. 8 Закона 275-ФЗ).

Таким образом, все отдельные счета головного исполнителя, исполнителей подлежат закрытию после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении ГК, о чем банк известит всех исполнителей.

Ваши неисполненные обязательства по расчетам с участниками кооперации в момент закрытия отдельных счетов не оцениваются (не анализируются). Кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению контрактов ГОЗ может быть погашена, в том числе, и за счет собственных средств и на обычные расчетные счета (вне зависимости от наличия ОБС и (или) остатков денег на них).

Отдельно отмечаем, что с 2019 года реализуется практика закрытия НУЛЕВЫХ отдельных счетов исполнителей ГОЗ на основании заявления о расторжении договора банковского обслуживания. Если на ОБС нет никаких остатков и все обязательства по контракту исполнены, такой ОБС может быть закрыт (не дожидаясь получения уведомления от банка о закрытии следки в целом).

Можно ли возместить затраты исполнителя, понесенные до подписания договора, при отсутствии формулировок в данном договоре из уполномоченного банка?

Если в тексте контракта отсутствует условие о возмещении запаса, а именно сумма фактически понесенных за счет собственных средств расходов, то возместить такой запас (перечислить себе на расчетный счет такие средства) предприятие при банковском сопровождении не сможет.

С 2021 года отразить сумму запаса для последующего возмещения можно не только на этапе заключения контракта, но и путем подписания доп. соглашения.

В случае, если условие о запасе отсутствует (не предусмотрено ни текстом контракта, ни ДС), то все имеющиеся на ОБС деньги предприятие сможет перечислить на расчетный счет только при закрытии ОБС или расходовать их на собственные нужды с учетом ограничений режима отдельного счета на все разрешенные операции, отражая данные в Отчете об исполнении контракта в соответствии с  ПП № 543 (следует только следить за значением контрольного правила, чтобы «не уйти в минус» и соблюдать принцип эквивалентности привнесенных и «выведенных» из контракта ресурсов).

При этом отмечается, что в рамках ПП № 543 предусмотрен принцип эквивалентного расходования ресурсов контракта по ГОЗ, если предприятие ведет раздельный учет и в любой момент времени (в режиме онлайн) может подсчитать, сколько и на какие цели у него ушло средств, в том числе бюджетных и собственных. Т.е. предприятие может потратить (использовать) деньги, которые имеются на ОБС на иные цели, связанные с исполнением иных контрактов ГОЗ и (или) на текущие собственные нужды.

Возможно ли заключение договора ГОЗ без ограничения суммы (свыше 3 млн. руб.) без открытия спецсчета в уполномоченном банке с получением средств на обычный расчетный счет лимитировано не более 3 млн/мес. Покупатель оплачивает в рамках своих 3 млн по п. «з» статьи 8.3 275-ФЗ. Не будет ли это считаться нарушением 275-ФЗ?

Заключение контракта по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки с формой расчетов с отдельного на отдельный счет является приоритетной формой расчета при поставках по ГОЗ в интересах МО РФ.

При этом, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ
«О государственном оборонном заказе» не установлен запрет исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, осуществлять формирование запаса продукции сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, за счет собственных средств.

Таким образом, предложение осуществить оплату на расчетный счет не является нарушением (не может быть квалифицировано как нарушение норм 275-ФЗ).

Вместе с тем, уведомлять соисполнителей, что договор заключается в рамках ГОЗ – прямая обязанность головного исполнителя, исполнителя (вне зависимости от формы оплаты).

Ссылка на ГОЗ и ИГК в настоящее время является правильной (приоритетной формой) вне зависимости от формы расчетов.

Согласно, пункту 4 части 1, пункту 4 части 2 статьи 8 Федерального закона
№ 275-ФЗ на головного исполнителя, исполнителя возлагается обязанность по включению ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями. Каких-либо исключений указанные нормы не содержат.

Отмечаем, что в настоящее время контрольные и надзорные органы в сфере ГОЗ позиционируют получение денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию как свидетельство того, что данная продукция используется для выполнения ГОЗ, а поставщик участвует в поставках по ГОЗ и является исполнителем.

С учетом изложенного, заключение и исполнение (оплата) по контракту на расчетный счет поставщика не будет считаться нарушением 275-ФЗ. Но при этом настоятельно рекомендуем указать в нем ссылку на ГОЗ (нормы 275-ФЗ, в т.ч. все обязанности исполнителя ГОЗ) и ИГК, в рамках которого он будет оплачиваться. Такая ссылка обязательна (приоритетна) при закупке продукции, непосредственно используемой для выполнения обязательств по ГОЗ (т.е. входит в состав прямых затрат).

При оплате с ОБС косвенные (в т.ч. накладных) расходов наличие (указание ИГК в обосновывающих документах), в т.ч. и в платежном поручении в настоящее время (в 2022 году) не требуется.

Подскажите пожалуйста, возможна ли оплата с ОБС по «Контракту 1 ИГК 1» оплатить поставщику на ОБС по «Контракту 2 ИГК 2»?

Нет, такая операция «оплата с ОБС по «Контракту 1 ИГК 1» - на ОБС по «Контракту 2 ИГК 2» невозможна (банк не проведет такую операцию).

Такое «Перекрестное финансирование» в ГОЗе запрещено (нельзя заплатить с ОБС 1 с ИГК1 на ОБС с ИГК2– т.е. оплата по контракту, в котором не будет прописан данный ИГК 1 невозможна).

Однако, купить (оплатить) за счет ОБС 1 и использовать на цели исполнения нескольких (иных) контрактов ГОЗ – допустимо (не запрещено).

Фактически речь может идти только о «перекрестном использовании» материалов, т.е. о перераспределении ресурсов контракта (раздельном учете ТМЦ, купленных в рамках оптовой (консолидированной) закупки). «Перекрестное опыление» (оплата за счет одного ОБС (ИГК), а использование ТМЦ на цели исполнения иного контракта ГОЗ) допускается (при условии соблюдения правил раздельного учета).

Т.е., вариант осуществления оптовой закупки (консолидированной с учетом общей потребности) при осуществлении платежей с ОБС (в рамках ГОЗ с МО) допустим.

Как правильно поступить с полученным авансом, если отдельные счета не открыты ни у нас, ни у нашего Заказчика - аванс поступил нам на коммерческий счет? Можем ли мы его потратить на текущие нужды предприятия? А после открытия отдельных счетов, при необходимости проведения платежей пополнять ОБС собственными средствами? Или лучше держать поступившую сумму на коммерческом счете? И тратить по таким правилам, как если бы деньги были на отдельном счете с учетом поддержания положительного контрольного правила в Отчете?

Если в вашем договоре с Заказчиком присутствует ссылка на ГОЗ, ваша обязанность, как исполнителя ГОЗ соблюдать все предусмотренные 275-ФЗ, обязанности, в т.ч. правила ценообразования и раздельного учета (в т.ч. отразить поступление данных средств от заказчика и одновременно отразить «транзит» - через строку 2.1.1 – как факт «списания» денег на собственные нужды. Т.е. текущее состояние Отчета – минус в контрольном правиле. Пока вы не начнете работы по данному контракту – такая «метка» - будет иметь место (хотя вы сейчас и не сдаете такой Отчет – до момента открытия ОБС – но затем эта ситуация может быть зафиксирована при поступлении данных в ЕИС ГОЗ).

Федеральным законом запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в т.ч. действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (пункт 3 части 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ).

Жесткие требования (в т.ч. на основании с нормами п. 3 ст. 12) по контролю расходования аванса распространяются только на финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств (в т.ч. авансовых).

При этом, и контракт ГОЗ – может иметь более жесткие требования (условия и ограничения) в части направления расходования аванса (например, требование провести авансирование соисполнителей и (или) представление отчета о его расходовании).

Вместе с тем, расчеты собственными средствами в ГОЗ не запрещены (поступление средств на ваш расчетный счет весьма объективно).

Официального механизма контроля (отслеживания) суммы аванса, поступившего на расчетный счет нет (деньги не промаркированные – они «растворяются» в общей массе). Но в целом проверка идет по общей массе (сумме), полученной и подтверждённой (правомерно потраченной). Если счет (был) обнулен – кроме аванса не было денег, можно отследить по каждой транзакции.

При этом, форма пополнения ОБС собственными средствами предусмотрена 275-ФЗ, в том числе используется в рамках формирования опережающего задела как альтернативный инструмент (при отсутствии аванса).

Более того, вариант пополнения ОБС собственными средствами и расчёты в рамках исполнения контракта с ОБС является наиболее предпочтительным (приоритетным), полностью правомерным в части требований законодательства и подходов контрольных органов в части целевого расходования средств.

Чаще всего на такие меры идут в целях выполнения обязательств по ГОЗ в срок, и принимают все необходимые и возможные меры (а именно произвести расчеты и поставку своевременно).

ГОЗ (поставка в рамках 275-ФЗ) может быть и без ОБС. Контракт может предусматривать как оплату на ОБС, так и на расчетный счет.

С учетом вышесказанного, считаем возможным (допустимым) расходование поступившего авансового платежа на текущие нужды организации (при условии отсутствия в тексте контракта требования отчета об его использовании и (или) при условии, что по данному контракту уже начаты – есть ресурсы, которые вы будет в Отчете показывать, как собственные («введенные»).

Поэтому, мы рекомендуем вам тратить деньги, поступившие на расчетный счет - с учетом (по мере) поддержания положительного контрольного правила в Отчете, т.е. с учетом соблюдения общего принципа эквивалентности (соразмерности) расходов, осуществлённых за счет собственных средств и направленных на иные (текущие) нужды организации.

Денежные средства, поступившие от гос. заказчика (заказчика), в т.ч. на отдельный счет, могут быть направлены на текущую деятельность предприятия при условии, что ранее соразмерные расходы для исполнения контракта были осуществлены им за счет собственных денежных средств.

При этом такие действия не должны повлечь за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ).

Можно ли провести акт взаимозачета между двумя договорами по одному ИГК, один из которых заключен на поставку, а другой на оказание услуг? Организация является исполнителями подрядчика.

Нет, провести акт взаимозачета между этими двумя договорами (с разными ОБС) нельзя (даже если это один ИГК).

Операция «перезачета между двумя договорами» запрещена. Такая форма взаимозачетов по контрактам ГОЗ с ОБС не допускается.

Если оплата по контракту ГОЗ ранее производилась на отдельный счет по данному контракту, то такие «зачеты» обязательств считаются невозможными (недопустимыми), ввиду не тождественности (неоднородности) таких поставок (условий оплаты).

При этом, отмечаем, что Законом не предусмотрен запрет на уступку права требования и (или) взаимозачет обязательств как таковой. Законом предусмотрен запрет на оплату со спец.счетов по уступке права требования и (или) при взаимозачётах. Это норма направлена за защиту денежных средств государства во время исполнения гос. контрактов. В данном случае Закон № 275-ФЗ устанавливает только невозможность погашения задолженности (кредиторской или дебиторской) стороны такого соглашения (договора) с использованием ОБС.

Можно ли использовать оставшиеся средства окончательного расчета в рамках 3 миллионов на оплату аренды, налогов, заработную плату и т.п. на текущую деятельность предприятия после закрытия контракта ГОЗ?

Да, возможно, с учетом того, что ваши обязательства по контракту были исполнены в полном объеме (продукция принята заказчиком) – признаков оснований для признания таких расходных операций с ОБС) в качестве нецелевого расходования средств нет (см. ч. 3 ст. 8 275-ФЗ).

Квалификация нецелевого расходования средств, оставшихся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, маловероятна, так как основные условия (запреты), предусмотренные в ч.3. ст. 8, уже не имеют риска наступления негативных последствий.

После выполнения контракта (по исполненным контрактам) ВСЯ сумма, отраженная в раздельном учете по контракту как «привнесенные в контракт ресурсы» (т.е. и ФОТ и накладные расходы, а также материалы, которые были произведены за счет собственных средств, – ее эквивалент) - может быть направлена на текущее финансирование (текущие нужды организации) в рамках режима ОБС, в том числе и на расходы в рамках лимита 3 млн. руб. (в т.ч. на аренду или косвенные расходы), выплату зарплаты, налогов.

Основным обосновывающим документом для ведения таких расчетов должен стать Отчет об исполнении контракта ГОЗ (утв. ПП № 543) - значение в стр.4 свидетельствует о положительном контрольном правиле соотношения привлеченных (собственных ресурсов) и «выведенных» перенаправленных средств контракта. Пока контрольное правило в положительном сегменте, можно расходовать средства ОБС (остатки ок. расчета) в рамках всех разрешенных операций.

Мы Исполнители, заключаем договор на поставку комплектации по цепочке с Соисполнителем, сумма менее 100тр, планируем расчет провести с ОБС на их расчетный счет. Соисполнитель отказывается прописывать в договоре ИГК, ссылаясь на поправки в 275-ФЗ законом 133-ФЗ. Можем ли мы заключить обычный контракт, и платить с ОБС? Разве банк пропустит платежку без ИГК по контракту без ИГК?

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 133-ФЗ, ИСКЛЮЧИЛИ ТРЕБОВАНИЕ указывать идентификатор государственного контракта во всех обосновывающих документах (в распоряжении о переводе денежных средств, а также в договоре (контракте) при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет (в том числе в рамках лимита 5 (3) млн. руб.).

Да, действительно, по новым правилам уполномоченные банки проводят с ОБС на расчетный счет платеж без указания ИГК в договоре (счете), т.е. наличие ИГК в документах-основаниях не требуется.

При этом отмечаем, что согласно поправок в 275-ФЗ, внесенных 30.04.2021 г. 133-ФЗ (вступили в силу в мае 2021 г.),  ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб.

Поэтому, действительно, Контракт в рамках ГОЗ может не содержать ссылку на ИГК, но прямое указание на 275-ФЗ (поставку в рамках ГОЗ) в контракте с Исполнителем (в случае закупки продукции, непосредственно связанной с изготовлением (поставкой) по ГОЗ (в рамках ваших обязательств по ГОЗ) должно быть (приоритетно).

При получении денег с ОБС (даже на расчетный счет) ваш поставщик фактически является «конечным» участником сопровождаемой сделки и входит в кооперацию головного исполнителя.

При этом, действующие нормы 1465 ПП и 275-ФЗ (в части определения понятия Исполнителя ГОЗ, Кооперации головного исполнителя и Сопровождаемой сделки) в связи с последними поправками (132-ФЗ и 133-ФЗ от 30.04.2021 г.) остались неизменными.

Так, отмечаем, что нормы 1465 ПП (в части единых правил ценообразования) в отношении сырья, материалов и ПКИ, которые применяются при поставках продукции по контрактам ГОЗ, должны применяться вне зависимости от формы расчета.

Согласно пункту 6 Положения 1465, государственное регулирование цен распространяется при закупке сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта.

С учетом изложенного, если продукция используется вами при производстве (исполнении обязательства) в рамках заданий ГОЗ (в качестве прямых затрат), то уведомление о ее использовании на цели ГОЗ и принадлежности к ГОЗ (ссылка на ГОЗ или на 275-ФЗ) в контракте является предпочтительной (приоритетной). Эта рекомендация (с учетом общего толкования норм законодательства о ГОЗ) должна действовать вне зависимости от формы расчета (от факта получения денег на расчётный счет)

Указывать ли ИГК или нет – вы должны определится с вашим поставщиком – по соглашению сторон (с учетом специфики поставляемой вами продукции и порядка ее дальнейшего использования при выполнении задания ГОЗ).

В 132-ФЗ не нашли про возмещение запасов ничего, может это в каком-то другом документе надо смотреть, правильно ли, что теперь сумма не прописывается, а указывается только условие контракта по возможности возмещения запасов, которые были сделаны предприятием за счет собственных средств. И в таком варианте какие документы необходимо предоставлять в банк для того, чтобы возместить со спецсчета? (организация является головником в данном варианте).

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 132-ФЗ, УСТАНАВЛИВАЮТ возможность ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАПАСА в размере суммы расходов, понесенных за счет собственных средств, предусмотренном условиями государственного контракта, контракта, по дополнительному соглашению (исключено ТРЕБОВАНИЕ (слова) УКАЗАНИЯ СУММЫ ЗАПАСА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ Контракта). Т.е. теперь сумму запаса можно прописывать именно в ДС (официально узаконили такую практику) на любом этапе исполнения гос. контракта (контракта).

Для возмещения запаса Исполнителя (по контракту) необходимо полную сумму запаса указать в тексте контракта или дополнительного соглашения, а после подписания акта выполненных работ (полной поставки и полной оплаты) вы можете перевести указанную сумму себе на расчетный счет, но только при условии представления в банк платежных поручений, свидетельствующих что вы несли такие расходы за счет собственных средств (оплачивали с вашего расчетного счета).

В части материалов – это накладные и счета на оплату и т.п. и т.д. При этом, дата таких счетов (платежек) должна быть не позднее, чем дата исполнения контракта ГОЗ.

В части согласования суммы запаса головным исполнителем – ничего существенно не меняется. Так как на практике для возмещения таких затрат, понесенных головным исполнителем, банк требует не сам гос. контракт (сумму запаса, указанного в нем или в ДС) – для головника нужно получение от ДФМ в банк уведомление о сумме запаса в рамках процедуры, установленной приказом МО № 712.

Порядок согласования суммы запаса при заключении гос. контракта определена Приказом МО РФ от 31.10.2016 г. № 712 – уведомление о согласованной сумме запаса направляется в банк ДФМ МО РФ (на основании решения ДОГОЗ). Включение данной суммы в тело гос. контракта не является строго обязательным (банки проведут операцию по возмещению запаса головному исполнителю на основании Уведомления ДФМ).

Для головного исполнителя процедура подтверждения суммы запаса является более проблематичной, так как заявить о наличии запаса следует непосредственно в момент подготовки проекта гос. контракта (такая возможность есть только у ед. поставщика). Поэтому направить документы с подтверждением факта наличия суммы запаса следует вместе с пакетом РКМ. В данном случае документ на обоснование цены и согласование суммы запаса будет происходить синхронно (переписка через ДОГОЗ, рассмотрение - с участием ДАГК).

Таким образом, если вы не заявите о наличии запаса и не представите все обосновывающие документы до момента (на стадии) подписания гос. контракта, в последующем вам будет сложно получить согласование (разрешение) на возмещение такого запаса.