Мы-Исполнители заключаем договор на поставку комплектации по цепочке с Соисполнителем, сумма менее 100тр, планируем расчет провести с ОБС на их расчетный счет. Соисполнитель отказывается прописывать в договоре ИГК, ссылаясь на поправки в 275-ФЗ законом 133-ФЗ. п 6. ст.8 275 ФЗ — Требования пунктов 3, 4, 6, 7 и 11 части 1 и пунктов 2, 3, 4, 6, 7 и 12 части 2 настоящей статьи не применяются в отношении заключаемых головным исполнителем, исполнителем контрактов, расчеты по которым осуществляются в соответствии с подпунктами "б", "б.1" и (или) "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона. (часть 6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 133-ФЗ). Если читать буквально — то требования указывать ИГК в контракте, использования ОБС, информирования исполнителей, что контракт заключается в целях ГОЗ — не применяется? Заключаем обычный контракт, и платим с ОБС? Разве банк пропустит платежку без ИГК по контракту без ИГК?

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 133-ФЗ, ИСКЛЮЧИЛИ ТРЕБОВАНИЕ указывать идентификатор государственного контракта во всех обосновывающих документах (в распоряжении о переводе денежных средствах, а также в договоре (контракте) при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет (в том числе в рамках лимита 5 (3) млн. руб.).
Да, действительно, по новым правилам уполномоченные банки проводят с ОБС на расчетный счет платеж без указания ИГК в договоре (счете).
ИГК вы укажете только в поле 22 платежного поручения на перечисления средств с ОБС на расчетный счет в рамках лимита 5 (3) млн. руб.

При этом отмечаем, что согласно поправок в 275-ФЗ, внесенных 30.04.2021 г. 133 –ФЗ (вступили в силу в мае 2021 г.), ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 3 (5) млн. руб.
Поэтому, действительно, Контракт в рамках ГОЗ может не содержать ссылку на ИГК, но прямое указание на 275-ФЗ (поставку в рамках ГОЗ) в контракте с Исполнителем (в случае закупки продукции, непосредственно связанной с изготовлением (поставкой) по ГОЗ (в рамках ваших обязательств по ГОЗ), должно быть прописано (приоритетно).
При получении денег с ОБС (даже на расчетный счет) ваш поставщик фактически является участником сопровождаемой сделки и входит в кооперацию головного исполнителя.
При этом, действующие нормы 1465 ПП и 275-ФЗ (в части определения понятия Исполнителя ГОЗ, Кооперации головного исполнителя и Сопровождаемой сделки) в связи с последними поправками (132-ФЗ и 133-ФЗ от 30.04.2021 г.) остались неизменными.
Так, отмечаем, что нормы 1465 ПП (в части единых правил ценообразования) в отношении сырья, материалов и ПКИ, которые применяются при поставках продукции по контактам ГОЗ, должны применяться вне зависимости от формы расчета.
Согласно пункту 6 Положения 1465, государственное регулирование цен распространяется при закупке сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта.
С учетом изложенного, если продукция используется Исполнителем при производстве (исполнении обязательства) в рамках заданий ГОЗ (в качестве прямых затрат), то уведомление Поставщика о ее использовании на цели ГОЗ и принадлежности к ГОЗ (ссылка на ГОЗ или на 275-ФЗ) в контракте является предпочтительной (приоритетной). Эта рекомендация (с учетом общего толкования норм законодательства о ГОЗ) должна действовать вне зависимости от формы расчетов (от факта получения денег на расчётный счет)
Указывать ли ИГК или нет – вы должны определиться с вашим поставщиком – по соглашению сторон.

Организацией с покупателем заключен договор-счет. В договоре прописан номер ИГК, но покупатель не требует открытия спецсчета ввиду небольшой суммы по договору и ускорения поставки. Должны ли мы в счет-фактуре при отгрузке товара указать номер ИГК, ведь денежные средства перечисляются на наш обычный банковский счет, и данная сделка проводится как обычная отгрузка?

Наличие ИГК в счете-фактуре (при отсутствии контракта (договора) с головным исполнителем или исполнителем, содержащего ссылку (формулировку) на то, что данный контракт исполняется в целях ГОЗ либо в рамках реализации 275-ФЗ) не является основополагающим для определения статуса поставщика как Исполнителя ГОЗ, входящего в кооперацию, с последующим распространением на него обязанностей, предусмотренных 275-ФЗ, в том числе при выборе метода ценообразования и ведения раздельного учета.  Вы можете получать денежные средства с ОБС заказчика на ваш расчетный счет и не быть исполнителем ГОЗ. Статус Исполнителя ГОЗ напрямую не зависит (не предопределяется) с формой расчетов (порядок получения денег).  Наличие (требовании указания) ИГК является одним из обязательных атрибутов (маркером) принадлежности к ГОЗ (и не всегда связано с оплатой именно на специальный (отдельный или лицевой счет). Таким образом, ИГК может присутствовать в контракте на поставку продукции с оплатой на расчетный счет (в т.ч. при осуществлении расчета с ОБС в рамках лимита 5(3) млн. руб.)

При этом отмечается, что в 2020 году появилась позиция, что сам факт получения денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию (выполнение работ, оказание услуг) может свидетельствовать о том, что данная продукция используется для выполнения государственного оборонного заказа, а поставщик участвует в поставках продукции по ГОЗ и является исполнителем.

При этом, если сам договор содержит реквизиты ИГК, то требование указание такого ИГК в счете – фактуре является обоснованным (правомерным).

Правомерно ли тратить средства без открытия отдельных счетов в рамках трех миллионов с одного спецсчета на исполнение разных ГОЗ?

Указанная операция не противоречит режиму отдельного счета и банк не вправе отклонить такой платеж (при условии правильного оформлении документов и представления документов – оснований).

Приобретение мат. ресурсов посредством оплаты на расчетный счет организации в рамках указанного лимита и их дальнейшее использование на иные заказы по ГОЗ не противоречит нормам 275-ФЗ (при условии корректного ведения раздельного учета).

Однако, в последнее время участились случае «более пристального» внимания банков к проведению операций в рамках лимита 3 (5) млн. руб., когда Вы по одному договору производите оплату с разных ОБС.

В какой момент можно закрывать специальный счет (ОБС)? В каком документе описан порядок закрытия спец. счетов (ОБС), если предприятие - головной исполнитель по ГОЗ и гос. контракт исполнен (получен окончательный расчет от заказчика, осталась кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению этого контракта)?

Закрытие отдельных счетов осуществляется согласно Закона № 275-ФЗ. После поступления соответствующего уведомления от ГЗ уполномоченный банк информирует о его получении головного исполнителя (п. 9 части 2 ст. 8.2 Закона 275-ФЗ). После исполнения государственного контракта (далее – ГК) Государственный заказчик (далее – ГЗ) направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении ГК (п. 17 ст. 7 Закона № 275-ФЗ). Подписывать письма о завершении исполнения ГК уполномочен Департамент финансового мониторинга ГОЗ Минобороны России (см. приказ Министра обороны РФ от 17 августа 2017 г. № 501). Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесены изменения в 275-ФЗ о порядке одновременного уведомления уполномоченным банком головного исполнителя и всех исполнителей ГОЗ о необходимости закрытия отдельного счета (возможность закрытия головным исполнителем и участниками кооперации своих отдельных счетов сразу после получения уведомления о полном исполнении ГК от гос. заказчика);

Далее Головной исполнитель (исполнитель) предоставляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому ГК, и переводе средств на расчетный счет в данном уполномоченном банке или в ином банке (п. 21 части 1 ст. 8 Закона 275-ФЗ).

Таким образом, все отдельные счета головного исполнителя, исполнителей подлежат закрытию после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении ГК, о чем банк известит всех исполнителей.

Ваши неисполненные обязательства по расчетам с участниками кооперации в момент закрытия отдельных счетов не оцениваются (не анализируется). Кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению контрактов ГОЗ может быть погашена, в том числе, и за счет собственных средств и на обычные расчетные счета (вне зависимости от наличия ОБС и (или) остатков денег на них).

Можно ли возместить затраты исполнителя, понесенные до подписания договора, при отсутствии формулировок в данном договоре из уполномоченного банка?

Если в контракте отсутствует условие о сумме фактически понесенных за счет собственных средств расходов (до момента заключения контракта), то возместить такой запас (перечислить себе на расчетный счет такие средства) предприятие при банковском сопровождении не сможет.

В случае, если формулировки о запасе отсутствуют, то все имеющиеся на ОБС деньги предприятие сможет перечислить на расчетный счет только при закрытии ОБС или расходовать их на собственные нужды с учетом ограничений режима отдельного счета на все разрешенные операции, отражая данные в Отчете об исполнении контракта в соответствии с  ПП № 543 (следует только следить за значением контрольного правила, чтобы «не уйти в минус» и соблюдать принцип эквивалентности привнесенных и «выведенных» из контракта ресурсов).

При этом отмечается, что в рамках ПП № 543 предусмотрен принцип эквивалентного расходования ресурсов контракта по ГОЗ, если предприятие ведет раздельный учет и в любой момент времени (в режиме он-лайн) может подсчитать, сколько и на какие цели у него ушло средств, в том числе бюджетных и собственных. Т.е. предприятие может потратить (использовать) деньги, которые имеются на ОБС на иные цели, связанные с исполнением иных контрактов ГОЗ и (или) на текущие собственные нужды.

Возможно ли заключение договора ГОЗ без ограничения суммы (свыше 3 млн. руб.) без открытия спецсчета в уполномоченном банке с получением средств на обычный расчетный счет лимитированно не более 3 млн/мес. Покупатель оплачивает в рамках своих 3 млн по п."з" статьи 8.3. 275-ФЗ. Не будет ли это считаться нарушением 275-ФЗ?

Заключение контракта по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки с формой расчетов с отдельного на отдельный счет является приоритетной формой расчета при поставках по ГОЗ в интересах МО РФ.

При этом, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не установлен запрет исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, осуществлять формирование запаса продукции сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, за счет собственных средств.

Таким образом, предложение осуществить оплату на расчетный счет не является нарушением (не может быть квалифицировано как нарушение норм 275-ФЗ).

Вместе с тем, уведомлять соисполнителей, что договор заключается в рамках ГОЗ – прямая обязанность головного исполнителя, исполнителя (вне зависимости от формы оплаты).

Ссылка на ГОЗ и ИГК в настоящее время является правильной (приоритетной формой) вне зависимости от формы расчетов.

Согласно, пункту 4 части 1, пункту 4 части 2 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ на головного исполнителя, исполнителя возлагается обязанность по включению ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями. Каких-либо исключений указанные нормы не содержат.

Требования уполномоченных банков текущего периода именно таковы, что при оплате в рамках лимита 3 млн. обязательно указание ИГК в контракте, по которому осуществляется оплата на р/счет.

Поэтому Заказчик, со своей стороны, прописав ИГК в контракте с Покупателем, обеспечит себе беспрепятственные перечисления по данному контракту на р/сч Покупателя в рамках лимита 3 млн.

Отмечаем, что в настоящее время контрольные и надзорные органы в сфере ГОЗ позиционируют получение денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет за поставленную по договору продукцию как свидетельство того, что данная продукция используется для выполнения ГОЗ, а поставщик участвует в поставках по ГОЗ и является исполнителем.

С учетом изложенного, заключение и исполнение (оплата) по контракту на расчетный счет поставщика не будет считаться нарушением 275-ФЗ. Но при этом настоятельно рекомендуем указать в нем ссылку на ГОЗ (нормы 275-ФЗ, в т.ч. все обязанности исполнителя ГОЗ) и ИГК, в рамках которого он будет оплачиваться. Без наличия в контракте ИГК банк может отказать в проведения оплаты с отдельного счета заказчика.

В связи с тем, что у предприятия при закупке товароматериальных ценностей (ТМЦ) для выполнения работ в рамках Государственных контрактов, контрактов с использованием отдельных счетов (за счет средств Заказчика), имеют место быть случаи, когда продукция поставляется минимальными партиями (монтажные нормы отгрузки), таким образом Заказчику предъявляется фактически использованное количество ТМЦ, а остальное количество (купленное за средства Заказчика) остается на складах, либо по ряду причин продукция закупилась, но не использовалась при выполнении работ в данном ГК,К, что также остается не использованным. Существует ли возможность дальнейшего использования данных ТМЦ в рамках других контрактов/ГК, чем руководствоваться при этом и какими документами данную возможность применения необходимо оформить?

Осуществление оптовой закупки (консолидированной с учетом общей потребности) при осуществлении платежей с ОБС (в рамках ГОЗ с МО) в рамках законодательства о ГОЗ допустимо (не запрещено Законом о ГОЗ).

Т.е., если вы купили за средства ОБС оптовую (с учетом, например, отгрузочных норм, неснижаемой партии, монтажной нормы и т.п.) партию ТМЦ, то такие мат. средства вы можете использовать на цели исполнения иных обязательств в рамках ГОЗ. При казначейском сопровождении – такая операция (оплаты с лицевого счета в размере, превышающем суммарную оценку стоимости таких ТМЦ) технически ограничена.

На уровне закона 275-ФЗ предусмотрен запрет на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (на ГОЗ в целом). Если у вас два (несколько) государственных контракта (контрактов) по ГОЗ – то любые расходы (оплата) на цели их выполнения допустима при условии, если это не приведет к срыву срока исполнения того гос. контракта, с которого будет проведена оплата.

При этом, положениями ПП № 543 предусмотрены процедуры «введения» и «выведения» ресурсов контракта, а также перераспределения ресурсов между гос. контрактами, контрактами с МО РФ при условии отражения таких фактов в Отчете об исполнении гос. контракта, контракта по ГОЗ по форме, утвержденной ПП № 47 (в редакции ПП № 543).

Складскими остатками, купленным по специальному (отдельному) счету, Вы можете распорядиться как в интересах использования для выполнения иных контрактов с МО РФ (предпочтительный вариант) и (или) использовать на иные текущие нужды организации (например, для выполнения иных контрактов по ГОЗ или для хозяйственных нужд или экспорта - в исключительном случае). Для корректности отражения таких операций (недопущения признаков нецелевого расходования средств ГОЗ) – обращаем внимание на соблюдение принципа эквивалентности и отражения операций по перераспределению ресурсов разных контрактов с МО РФ в Отчете об исполнении контрактов ГОЗ – (по графам 5 и 8, а также 6 и 9).

Таким образом, операция по передаче (перерезервирование или переназначение) материалов должна быть оформлена первичным учетным документом (ведомость резервирования, накладную на перевод запасов, лист комплектования мат. задела (запаса) и т.п), который предусмотрен учетной политикой. Организация должна самостоятельно определить формат и содержание документа, который кроме всех обязательных требований (определены в 402-ФЗ) к первичным документам должен иметь советующие реквизиты объектов учета (заказов – контрактов ГОЗ), между которыми производится такая передача ТМЦ (название такого документа не имеет значения, главное, этот документ был утвержден приложением к учетной политике).

С учетом вышеизложенного, в рамках банковского сопровождения расчетов по ГОЗ вы вправе заключить один договор, например, на закупку резины на всю производственную программу (оплатить с одного ОБС по одному ИГК) и далее использовать эту резину для исполнения всех иных контрактов (приоритетно такие ТМЦ должны передаваться (перераспределяться) на контракты ГОЗ). Это допустимо при условии ведения раздельного учета поступления и использования данного материала. При этом, такая консолидированная закупка не должна повлечь угрозу срыва того контракта, с которого были потрачены деньги на оплату такой оптовой партии.