Нужно ли указывать ИГК в контракте на закупку комплектующих у иностранного поставщика? Каким нормативным документом регулируются требования к таким контрактам?

Нет, наличие ИГК в контракте на закупку комплектующих у иностранного поставщика не требуется.

Могут ли государственные контракты быть без присвоения ИГК? Поступают заявки от заказчиков, где указан номер, дата государственного контракта, заключенного с МО РФ, далее указывают ИГК не присвоен и как вести раздельный учет по 275 ФЗ?

ИГК как правило содержится непосредственно в номере гос. контракта (эквивалентен реквизитам гос. контракта).

При этом, гос. контракты, расчеты по которым осуществляются вне системы банковского сопровождения, могут не иметь стандартный формат указания ИГК по ГОЗ – это возможно в рамках ГОЗ с ГРУ, ФСБ, ФСО – а также по отдельным «закрытым» заданиям МО РФ.

При этом, на момент заключения Контрактов по ГОЗ (получения заявки от заказчика) ИГК также может отсутствовать (гос. контракт еще не заключен, а только планируется) – например, в рамках формирования запаса головного исполнителя.

Насколько глубоко в кооперации надо транслировать условия гос.контракта, во всех без исключения контрактах, где указываем ИГК? И какая ответственность за такие нарушения, если они есть? По п. 25 Положения о примерных условиях (ПП-1275) мы условия об ответственности в договорах в рамках кооперации пишем с учётом головного контракта. "С учетом" означает точное отражение?"

В развитие норм Федерального закона от 28.06.2022 № 210-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 в Постановлении от 19.09.2022 № 1658 утверждены типовые условия контрактов по ГОЗ, обязательные для включения в контракты, заключаемые головными с исполнителями и контракты, заключаемые с другими исполнителями.

Положение № 1275 содержит ряд условий, которые являются обязательными (определенными как обязанность головного исполнителя, исполнителя и (или) являющимися безусловными требованиями к содержанию гос. контракта и (или) контракта), а также рекомендательными нормами – условиями (головной исполнитель, исполнитель вправе...)

Таким образом, следует определить, какие нормы являются обязательными (согласно ПП № 1275), какие положения гос. контракта предписывают вам (есть прямое указание – требование) транслировать данные нормы во все заключаемые контракты (например, в части правил банковского или казначейского сопровождения). Во всех остальных позициях (ситуациях) вы праве «оставить» в контракте с поставщиком (заказчиком) те положения контракта, по которым будет достигнута договоренность сторон. При этом содержание такого контракта зависит от предмета поставки (товар, работа или услуга), конкретных условий выполнения обязательств (в т.ч. в части технической составляющей и применяемых ГОСТов), а также особых (специфических) требований к данной конкретной сделке.

Если Заказчик оплатил за товар (не накладные расходы) с ОБС в рамках 5 млн, не уведомил о ГОЗ, раздельный учёт не ведётся, цена без учёта 1465 - это нарушение 275-ФЗ?

Контрактом ГОЗ является договор, заключенный в письменной форме, содержащий ссылку на 275-ФЗ либо прямое указание на факт его исполнения в рамках ГОЗ. Данная позиция основана на требованиях ПП № 1658 (ранее требование к содержанию контракта ГОЗ содержались в ПП № 1275).

При этом, факт наличия (или отсутствия) расчетов через ОБС не является в данном случае, предопределяющем (исключающим факт принадлежности к ГОЗ), так как ИГК и (или) ОБС не могут выступать единственным или приоритетным маркером ГОЗ.

Однако, контракт ГОЗ должен прямо указывать на такую связь поставки (прослеживаемость использования продукции) в целях выполнения заданий гос. оборонного заказа. Требование уведомить ДО ЗАКЛЮЧЕНИЯ контракта ГОЗ о принадлежности закупки к ГОЗ – предусмотрена нормами ст. 8 275-ФЗ.

При этом, 133 –ФЗ (вступил в силу в мае 2021 г.), ИСКЛЮЧЕНА обязанность всех головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ информировать о том, что контракты заключаются и исполняются в целях выполнения ГОЗ – в отношении тех поставок, которые оплачиваются с ОБС на расчетный счет поставщика в рамках лимита 5 млн. руб. Однако, при приобретении ПКИ (полуфабрикатов) приоритетно следует указывать ссылку на принадлежность данной поставки (продукции) к ГОЗ.

Вместе с тем, в настоящее время позиция контрольного органа (в т.ч. ФАС и прокуратуры) несколько ужесточена, а именно такие факты, как получение информации в ходе проведения преддоговорной работы, в том числе в рамках внутренней переписки между лицами, или получение в ходе исполнения контракта в рамках внутренней переписки между лицами, или получение в ходе исполнения контракта уведомления от заказчика (исполнителя) продукции о том, что закупка продукции осуществляется с целью выполнения ГОЗ, или факт получения денежных средств с ОБС на р/сч (при отсутствии в договорах реквизитов ИГК), свидетельствуют о том, что данная продукция используется для выполнения ГОЗ, а такой Поставщик участвует в поставках продукции по ГОЗ и является исполнителем.

Вместе с тем, если есть хотя бы косвенные признаки принадлежности поставки к ГОЗ (в т.ч. факт оплаты с ОБС может служить именно таким доказательством), то требования законодательства по ГОЗ (в т.ч. в части обоснования цены и ограничений, установленных ПП № 1465 (в части метода определения цен и наличия обосновывающих документов), а также соблюдение требования ведения раздельного учета, будут являться обязательными вне зависимости от формы расчета.

Договором в рамках ГОЗ предусмотрен аванс 80 % и обязанность Исполнителя по выплате субисполнителю аванса. Вопрос: может ли головной исполнитель получить аванс 80%, а перечислить субисполнителю только 10%?

В развитие норм Федерального закона от 28.06.2022 N 210-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 в Постановлении от 19.09.2022 № 1658 утверждены типовые условия контрактов по ГОЗ, обязательные для включения в контракты, заключаемые головными с исполнителями и контракты, заключаемые с другими исполнителями.

Положение № 1275 содержит ряд условий, которые являются обязательными (определенными как обязанность головного исполнителя, исполнителя и (или) являющимися безусловными требованиями к содержанию гос. контракта и (или) контракта), а также рекомендательными нормами – условиями (головной исполнитель, исполнитель вправе...).

Порядок авансирования (размер, сроки, условия получения) Контрактов определяется с учетом положений гос. контракта (но эта норма не является зеркальной – не требует полной идентичности).

Предельный размер авансирования Исполнителей по контрактам по ГОЗ не регламентирован.

В настоящее время оформляем с заказчиком договор на поставку продукции. Приложением к договору является спецификация. По договору предполагается поставка партиями в течении полугода. Поставка будет частями, поэтому мы не хотим прописывать в договоре сумму всех мат. запасов, чтобы не замораживать ликвидный материал. Хотим делать дополнительные соглашения на каждую поставку и прописывать мат. запасы в доп. соглашениях под конкретную поставку. Таких Дополнительных соглашений будет несколько. Можно так? Нужно это как-то прописывать в договоре? Или должно быть только одно Доп. соглашение на весь объем мат. запасов?

Контракт с последующим заключением дополнительных соглашений будет являться одной сделкой и, чтобы перечислить сумму запаса и прибыли необходимо будет подтверждение исполнения ваших обязательств в целом по контракту с учетом всех ДС.

Решением Коллегии ВПК от 03.01.2023г № ВПК-1р одобрены рекомендации по оформлению обязательств по поставкам продукции (сырья, материалов и комплектующих изделий), в т.ч. электронной компонентной базы с применением формы рамочного договора (соглашения).

В Рамочном договоре необходимо определить общие условия – схему работы через заявки. Но каждая отдельная заявка будет оформлена отдельной спецификацией/дополнительным соглашением, которые будут иметь статус отдельной сделки (поставки).

При заключенном рамочном договоре вправе ли мы отказаться и не подписывать очередную спецификацию?

В случае, если в тексте (проекте) контракта указана ссылка на 272-ФЗ, который ввел особые требования (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ нормы), обязывающие все предприятия (все юр. лица) заключать контракты в рамках ГОЗ (без указания на какие-то либо сослагательные условия), то наши эксперты поддерживают позицию, что организация не вправе отказаться.

Вместе с тем, порядок реализации данных требований 272-ФЗ и их корреляция с общими нормами закона 275-ФЗ находится в компетенции ФАС России.

Следует исходить из условий уже действующего (заключенного вами) рамочного соглашения. Поскольку такая рамка определила общие условия договорных отношений – спор может идти именно в рамках реализации уже принятых вами условий (в т.ч. касающихся порядка ее реализации и (или) отказа от поставки по ранее заключенному рамочному (общему) соглашению).

Имеет ли право Исполнитель не принимать договорные документы в редакции Заказчика и считать, что он первый направил договор в рамках ПП РФ № 2532?

Нормы Постановления Правительства № 2532 от 30.12.2022 «О введении специальных мер в сфере экономики» распространяются на все отношения (всех участников кооперации - Исполнителей ГОЗ) в рамках исполнения заданий ГОЗ в 2023-2024 году.

Обращаем внимание, что Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Порядок оспаривания («злоупотребления» правом заказчика) – только через суд.

Условия контракта считаются согласованными сторонами – в редакции исходного проекта с учетом протокола разногласий – но только в случае, если такие разногласия были урегулированы (приняты заказчиком). Т.е. фактически речь идет о редакции проекта (подготовленном заказчиком) плюс только те замечания (разногласия), которые приняты таким заказчиком – Исполнителем ГОЗ.

Протокол урегулирования разногласий – это окончательная версия покупателя / заказчика (в срок 10 дней с момента получения разногласий, поступивших от поставщика (потенциального поставщика)). ПП № 2532 – ограничивает количество таких итераций – один протокол разногласий – протокол урегулирования – последнее слово – в итоге договор признается заключенным (согласованным).