В первую очередь информируем о повышении суммы ежемесячного лимита до 5 млн. с 12.12.2023. Федеральным законом от 12.12.2023 № 590-ФЗ внесены изменения в статью 8.3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» и статью 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Изменения, внесенные в 275-ФЗ от 12.12 2023 г., касаются повышения (увеличения) суммы ежемесячного лимита для оплаты расходов с отдельного банковского счета до 5 млн. руб (пяти миллионов рублей) в месяц и последующего увеличения данной суммы расходов на очередной финансовый год, исходя из величины индекса потребительских цен – ИПЦ.
Значение данного ИПЦ на 2024 года (согласно прогноза соц.-эконом. развития) – составляет – 107,2. Индексация будет применена с 1.01.2024. Уполномоченными банками доведена информация о сумме лимита на 2024 год с учетом индекса, составляющей 5 360 0000,00 – пять миллионов триста шестьдесят тысяч рублей.
Статус Исполнителя ГОЗ напрямую не зависит (не предопределяется) формой расчетов (порядок получения денег). Наличие (требование указания) ИГК является одним из обязательных атрибутов (маркером) принадлежности к ГОЗ (и не всегда связано с оплатой именно на специальный (отдельный или лицевой счет). Таким образом, ИГК может присутствовать в контракте на поставку продукции с оплатой на расчетный счет (в т.ч. при осуществлении расчета с ОБС в рамках лимита 5 млн. руб. с учетом ежегодной индексации (ранее для исполнителей ГОЗ лимит составлял 3 млн. руб. в месяц) .
При этом, если сам контракт (договор) содержит реквизиты ИГК, то требование указание такого ИГК в счете – фактуре является обоснованным (правомерным).
Указанная операция не противоречит режиму отдельного счета и банк не вправе отклонить такой платеж (при условии правильного оформления документов и представления документов – оснований).
Приобретение мат. ресурсов посредством оплаты на расчетный счет организации в рамках указанного лимита и их дальнейшее использование на иные заказы по ГОЗ не противоречит нормам 275-ФЗ (при условии корректного ведения раздельного учета).
Закрытие отдельных счетов осуществляется согласно Закона № 275-ФЗ после поступления соответствующего уведомления уполномоченного банка. Банк обязан проинформировать всех участников сделки о полном исполнении головным исполнителем его обязательств по гос. контракту (п. 9 части 2 ст. 8.2 Закона 275-ФЗ).
После исполнения государственного контракта (далее – ГК) Государственный заказчик (далее – ГЗ) направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении ГК (п. 17 ст. 7 Закона № 275-ФЗ). Подписывать письма о завершении исполнения ГК уполномочен Департамент финансового мониторинга ГОЗ Минобороны России (см. приказ Министра обороны РФ от 17 августа 2017 г. № 501).
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесены изменения в 275-ФЗ о порядке одновременного уведомления уполномоченным банком головного исполнителя и всех исполнителей ГОЗ о необходимости закрытия отдельного счета (возможность закрытия головным исполнителем и участниками кооперации своих отдельных счетов сразу после получения уведомления о полном исполнении ГК от гос. заказчика).
Неисполненные обязательства по расчетам с участниками кооперации в момент закрытия отдельных счетов не оцениваются (не анализируются). Кредиторская задолженность перед поставщиками по исполнению контрактов ГОЗ может быть погашена, в том числе, и за счет собственных средств и (или) на обычные расчетные счета (вне зависимости от наличия ОБС и (или) остатков денег на них).
При банковском сопровождении изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 132-ФЗ, УСТАНАВЛИВАЮТ возможность ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАПАСА в размере суммы расходов, понесенных за счет собственных средств, предусмотренном условиями контракта, в том числе по дополнительному соглашению. Т.е. с 2022 года из закона исключено ТРЕБОВАНИЕ (слова) УКАЗАНИЯ СУММЫ ЗАПАСА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ Контракта, сейчас сумму запаса можно прописывать именно в ДС на любом этапе исполнения гос. контракта (контракта), в т.ч. в ходе исполнения.
Дата подписания ДС не должна выходить за рамки сроков исполнения контракта. Провести возмещение вы сможете после ПОЛНОГО исполнения своих обязанностей – в размере, указанном в ДС. Для возмещения вам потребуется представление копии контракта или ДС (с суммой запаса), документ, подтверждающий полноту исполнения обязательств со стороны поставщика (исполнителя), а также платёжное поручение, свидетельствующее, что оплата за купленный вами товар (работу), проведена с вашего расчетного счета.
Таким образом, основанием для уполномоченного банка в целях перечисления суммы запаса, указанной в контракте (ДС), будет ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ, подтверждающее факт оплаты обязательств с расчетного счета.
Да, консолидированные – оптовые закупки при исполнении ГОЗ допускаются.
При этом, «перекрестное финансирование"" в ГОЗе запрещено (т.е. нельзя заплатить с ОБС 1 с ИГК1 на ОБС с ИГК2– т.е. оплата по контракту, в котором не будет прописан данный ИГК 1 невозможна). Но купить (оплатить) за счет ОБС 1 и использовать на цели исполнения нескольких (иных) контактов ГОЗ – допустимо (не запрещено).
Законодательство ГОЗ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ производить с отдельного счета (ИГК1) оплату ресурсов (материалов, ПКИ), необходимых для целей выполнения иного гос.контракта (контракта) ГОЗ (в т.ч. с ИГК 2). Указанные подходы были отражены в протоколе совещания под руководством ЗМО РФ 17.05.2023 г. и доведены до всех ВП МО РФ.
Так, было прямо указано, что денежных средств одного государственного контракта в целях приобретения ресурсов на исполнение другого государственного контракта. Таким образом в очередной раз ДФМ МО РФ были озвучены возможности проведения платежей с ОБС, доведен до ВП. При этом, обращаем внимание, что документ не содержит в себе НОВЫХ НОРМ по порядку соблюдения правил банковского сопровождения предприятиями-исполнителями ГОЗ. Подходы МО РФ (ДФМ) в этой части неизменны (и ранее давались более развернутые ответы на запросы по этой теме), - дополнительных формулировок и новых обязательных условий не требуется- все должно отражаться в рамках перераспределения в раздельном учете.
275-ФЗ не ограничивает право головного исполнителя (исполнителя) на приобретение при выполнении ГОЗ товаров, работ, услуг, необходимых в том числе ДЛЯ исполнения иных контрактов по ГОЗ, равно как и право на осуществление опережающей закупки необходимых сырья, материалов, комплектующих.
Необходимо отметить, что корректное ведение раздельного учета предусматривает соблюдение принципа эквивалентного расходования перераспределяемых ресурсов.
Жесткие требования (в т.ч. на основании с нормами п. 3 ст. 12) по контролю расходования аванса распространяются только на финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначенные только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств (в т.ч. авансовых).
При этом, условия самого контракта ГОЗ могут иметь более жесткие требования (условия и ограничения) в части направления расходования аванса (например, требование провести авансирование соисполнителей и (или) представление отчета о его расходовании).
Вместе с тем, расчеты собственными средствами в ГОЗ не запрещены (поступление средств на ваш расчетный счет весьма объективно).
Переуступка права требования по выполнению договорных обязательств по поставке товара при исполнении контрактов 275-ФЗ может быть расценена (в т.ч. проверяющими) как нарушение прямой нормы Закона № 275-ФЗ.
Если оплата по контракту ГОЗ ранее производилась на отдельный счет по данному контракту, то такие зачеты обязательств (по разным договорам – контрактам) считаются невозможными (недопустимыми), ввиду нетождественности (неоднородности) таких поставок (условий оплаты).
Да, возможно, с учетом того, что ваши обязательства по контракту были исполнены в полном объеме (продукция принята заказчиком) – признаков оснований для признания таких расходных операций с ОБС) в качестве нецелевого расходования средств нет (см. ч. 3 ст. 8 275-ФЗ).
Квалификация нецелевого расходования средств, оставшихся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, маловероятна, так как основные условия (запреты), предусмотренные в ч.3. ст. 8, уже не имеют риска наступления негативных последствий (в части неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, а также в виде фактов завышения цены продукции).
Подчеркиваем, что на уровне закона 275-ФЗ предусмотрен запрет на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа (на ГОЗ в целом). Так, согласно ч. 3 ст. 8 275-ФЗ средства, полученные по контракту ГОЗ, должны использоваться на цели выполнения обязательств по гос. оборонному заказу (не только в рамках данного контракта, но и на все иные обязательства и нужды, связанные с исполнением заданий ГОЗ).
Изменения, внесенные в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 133-ФЗ, ИСКЛЮЧИЛИ ТРЕБОВАНИЕ указывать идентификатор государственного контракта во всех обосновывающих документах (в распоряжении о переводе денежных средств, а также в договоре (контракте) при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет (в том числе в рамках лимита 5 млн. руб.).
Операции в валюте между российскими организациями запрещены в рамках валютного законодательства и осуществляются только в российских рублях.
При этом, цена контракта может быть определена в валюте, но отдельным пунктом в контракте должна быть прописана четкая формула (алгоритм) перевода (пересчета) в рубли с учетом курса/комиссии и проч. условий, установленных сторонами контракта.
Возмещение ранее выплаченной заработной платы с расчетного счета возможно при наличии соответствующего условия в контракте.
Если Заказчик согласовал конкретную сумму в контракте на НИОКР (дополнительном соглашении) для последующего возмещения с ОБС Поставщика (после подписания Акта сдачи-приемки работ), то уполномоченный банк проведет такую операцию на основании наличия данного условия и платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств с расчетного (текущего) счета в банк, где обслуживается зарплатный проект.
Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции указан в Приказе Минпромторга России от 24.04.2017 г. № 1270 «О порядке отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и порядке выдачи документа, подтверждающего деятельность производственного цикла изготовления продукции, поставляемой в рамках ГОЗ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.07.2017 г. № 47502). Заключение по данному факту готовится Минпромторгом на основании представленных обосновывающих документов.
В данном случае длительность технологического цикла (более 6 мес.) – не зависит от срока действия контракта – а определяется именно технологическим циклом ИЗГОТОВЛЕНИЯ продукции. Для подтверждения требуется в Минпромторг России предоставить график тех. цикла (с указанием маршрута изготовления единицы продукции).
Для контрактов с длительным технологическим циклом такой порядок регулируется Приказом Минпромторга России от 13 февраля 2017 г. № 401 о порядке обоснования исполнителем фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ.
После исполнения обязательств Исполнитель может перевести с отдельного счета на расчетный счет сумму прибыли, если ее размер был определен в тексте контракта или в ДС.
Размер прибыли Исполнителя в денежном выражении может быть указан в абсолютной величине (указана конкретная сумма) либо должен быть прописан порядок ее точного определения (например, 20 процентов от цены Контракта)».
Да, вы имеете право использовать заемные средства на приобретения ПКИ (желательно с указанием ссылки на ГОЗ, но форма оплаты может быть и с расчетного счета). Допустимо формировать запас собственными средствами – закупать кредитными средствами, но при этом подписать ДС с заказчиком, в котором будет определена сумма для дальнейшего (после исполнения своих обязательств исполнителем) перечисления (возмещения) себе на расчетный счет.
При этом отмечаем, что при отсутствии (недостаточности) средств на ОБС для закупки можно воспользоваться процедурой пополнения ОБС собственными средствами (средствами коммерческого кредита) и как только от заказчика поступит оплата (аванс), вы переведете сумму пополнения (возврата) себе на расчетный счет.
Да, Вы вправе приобрести основные средства (станки), оплатив их в рамках требований режима отдельного счета (в т.ч. в пределах лимита 5 млн. руб. в месяц с каждого (любого) ОБС). При закупке такого оборудования должны выполняться общие требования (принципы) целевого расходования средств, а также соблюдены требования ведения раздельного учета и (или) заполнения Отчета об исполнении контракта ГОЗ.
275-ФЗ не содержит запрет на покупку (оплату) отдельных видов продукции (категории товаров), в т.ч. в части закупки оборудование, кроме тех запретов, которые установлены ст. 8.4 275-ФЗ (в части проведения отдельных видов «запрещенных» операций).
Основное средство (станки, оборудование и пр.) не отнесены к списку «запрещенных», следовательно, могут быть приобретены с учетом общих правил режима ОБС (с ОБС на ОБС или в рамках лимита 5 млн. руб. на расчетный счет поставщика (продавца) с каждого отдельного счета заказчика – покупателя в месяц.
Законодательство ГОЗ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ производить с отдельного счета (ОБС с ИГК1) оплату ресурсов (материалов, ПКИ), необходимых для целей выполнения иного гос. контракта (контракта) ГОЗ (в т.ч. с ОБС с ИГК 2). Указанные подходы были отражены в протоколе совещания под руководством ЗМО РФ 17.05.2023 г. № 17 и доведены до всех ВП МО РФ. Так, было прямо указано, что денежных средств одного государственного контракта могут быть использованы в целях приобретения ресурсов на исполнение другого государственного контракт.
При этом, отмечаем, что замена (ввод иного) ИГК в ходе исполнения контракта ГОЗ не допустим. Один контракт может содержать только один ОСНОВНОЙ (присвоенный единожды) ИГК. При этом, ИГК может быть включен в контракт путем подписания ДС (если при заключении он не был указан и (или) не был известен в момент подписания контракта (например, в рамках опережающей закупки).
Нормы, устанавливающей прямую обязанность (или запрет) производить оплату соисполнителю только после поступления от Головного заказчика расчетов в законодательстве о ГОЗ нет.
Вместе с тем, в последнее время (с 2022 года) суды все чаще принимают решения, что такая практика является особенностью договорных отношений и соответствует сложившейся практике делового оборота в рамках ГОЗ.
Так, указывается, что Стороны договора подряда вправе установить порядок оплаты выполненных работ по своему усмотрению, в частности, предусмотреть в нем оплату стоимости выполненных работ по договору после получения заказчиком финансирования от третьего лица, что не противоречит положениям ст. 711 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В результате во множестве решений отражается позиция, согласно которой оплата за выполненные работы по Договору поставлена в зависимость от получения денежных средств от государственного заказчика, что полностью соответствует нормам и требованиям ГК РФ и Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Практика рассмотрения аналогичных споров между сторонами (дела № А55-31611/2022, № А55-31612/2022, Дело № А55-31610/2022).
При этом, на уровнях кооперации вопросы изменения способов и сроков оплаты могут решаться на уровне взаимодействия двух хозяйствующих субъектов путем подписания дополнительного соглашения к контракту.
Требований об осуществлении расчётов по контрактам только с использованием денежных средств, перечисленных государственным заказчиком на специальные счета, положениями ФЗ «О гособоронзаказе» не установлено.
Положения Федерального закона № 275-ФЗ, в частности устанавливающие режим использования отдельных счётов, никак не ограничивают и не препятствуют исполнению в установленный срок обязанности по оплате поставленной продукции, в т.ч. за счет собственных средств заказчика.
Вместе с тем, существует сложившаяся арбитражная практика, согласно которой проведение окончательного расчета с участниками кооперации только после получения средств от гос. заказчика не только не противоречит нормам 275-ФЗ, но и признается соответствующей как законодательству, так и практике делового оборота в этой сфере.
Форма отчетности за использование авансовых средств в рамках исполнения контракта ГОЗ не регламентирована и определяется только условиями заключенного контракта.
Особый порядок контроля за целевым использованием аванса головного исполнителя предусмотрен только ст. 12 275-ФЗ в рамках исполнения гос. контракта (в отношении аванса головного исполнителя). Обязанности отчитываться о целевом использовании авансовых платежей для Исполнителей ГОЗ в 275-ФЗ не предусмотрено.
При этом, стоит отметить, что, если ваш контракт находится еще в стадии исполнения, то именно авансовые средства, поступившие от вашего заказчика, должны быть четко (приоритетно) направлены на авансирование поставщиков.
Правомерность (обязательность и необходимость) требований – ссылки на НПА или пункты контракта по предоставлению такой отчетности - вы можете запросить у вашего покупателя.
Если у заказчика (плательщика) под один ИГК открыто (имеется) несколько (два и более) ОБС, он может внести изменения в части смены ОБС ПЛАТЕЛЬЩИКА (и использовать все (любой из действующих) ОБС с этим же ИГК для перечисления средств на счет поставщика, открытый в рамках данного договора – основания для оплаты). Но поставщик не может менять ОБС, так как он открывается под один договор.
При этом у поставщика (получателя денег) в рамках одного контракта может быть открыт ОДИН ОБС.
В первую очередь, следует отметить, что при проведении платежей с разных ОБС заказчика (так называемые «веерные» платежи) банк не «блокирует», а приостанавливает такие операции, но не получив запрета от головного исполнителя – проводит в течение 5 дней данный платеж.
Более того, ПСБ допускает возможность указания в таких случаях в контракте, в реквизитах заказчика, нескольких ОБС плательщика, открытых в рамках одного ИГК.
Перечисление средств между ОБС (поставщика и заказчика) возможно только, если они открыты в рамках одного ИГК!
«Перекрестное финансирование" в ГОЗ запрещено (т.е. нельзя заплатить с ОБС1 с ИГК1 – в рамках контракта, в котором не будет прописан данный ИГК1). Но купить за счет ОБС 1 и использовать на цели исполнения нескольких (иных) контактов ГОЗ – допустимо (не запрещено).
Денежные средства, поступившие на отдельные счета и (или) оставшиеся на ОБС после исполнения обязательств по контракту, могут быть направлены на текущую деятельность предприятия по ГОЗ (в том числе на заработную плату, уплату налогов и сборов и платежи в рамках лимита 5 млн., при условии, что ранее соразмерные расходы для исполнения контрактов были осуществлены им за счет собственных денежных средств.
Уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации производится согласно критерию по приостановке в размере, суммарно превышающем 50 процентов от цены контракта. К данному критерию относятся все виды налогов (не только с заработной платы).
При этом, уплата налогов с ОБС может быть (допускается) вне зависимости и от факта проведения выплаты заработной платы с данного ОБС (такой «привязки» или зависимости в расходных операциях согласно ст. 8.3 275-ФЗ не предусмотрено). Запрета на перечисление налогов (в т.ч. отчислений от ФОТ) (в пределах суммы остатка на ОБС) без перечисления заработной платы с ОБС нет (только с учетом критерия приостановки операции - не более 50% от суммы контракта).