В связи с вступлением в силу изменений в ПП № 47 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 г. № 27 (с учетом дополнений, предусмотренных ПП № от 22.06.2019 г. № 804) гос. контракты и контракты с казначейским сопровождением (при расчетах с использованием лицевых счетов) выведены из-под регулирования указанного нормативного документа.
Таким образом, при казначейском сопровождении гос. контрактов и контрактов, в том числе по ГОЗ, применяется особый (отдельный) порядок ведения раздельного учета, который определяется приказом Минфина России.
С 01.01.2022 г. этот порядок установлен Приказом Минфина России от 10.12.2021 г. № 210н «О порядке ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору)» (далее – Приказ № 210н). Данный порядок применяется, в том числе, при выполнении гос. контрактов, контрактов с казначейским сопровождением расчетов по ГОЗ.
Нужно ли вести раздельный учет, если средства приходят на обычный расчетный счет без открытия отдельного банковского счета?
Раздельный учет обязаны вести все Исполнители ГОЗ (при условии заключения и исполнения контракта, заключенного в рамках ГОЗ согласно нормам 275-ФЗ).
Принадлежность поставки к ГОЗ (права и обязанности сторон Контракта ГОЗ) не зависит от формы расчета. Даже если денежные средства получены на расчётный счет, общие требования 275-ФЗ распространяются на такой контракт на общих основаниях.
Если в контракте определено, что он заключен в целях выполнения ГОЗ, такой поставщик является исполнителем ГОЗ и на него распространяются все требования, установленные нормативными правовыми документами в сфере ГОЗ, в том числе о необходимости ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности согласно ст. 8 275-ФЗ.
Таким образом, важна не форма расчетов, а содержание (текст) такого контракта (договора).
В первую очередь необходимо представить Учетную политику организации для целей бухгалтерского учета, в которой отражен факт ведения раздельного учета (еще более предпочтительнее предоставить локальный акт, подробно описывающий регламент ведения раздельного учета при выполнении ГОЗ). Учетная политика и Отчет – представляется в обязательном (первоочередном) порядке.
В целом требуется представить данные о порядке ведения раздельного учета, в т.ч. описание методики обособления соответствующей информации (о затратах, прибыли, движении ресурсов) по каждому отдельному гос.контракту/ контракту по ГОЗ.
Кроме того, как итоговый (сводный) регистр учета, подтверждающий ведение раздельного учета, рекомендуется также направить актуальные данные об исполнении контракта и полученном фин. результате в форме Отчета об исполнении контракта (утв. ПП № 543) – этот документ обязателен при исполнении контрактов с банковским сопровождением и (или) при проведении расчетов по ГОЗ с использованием обычных расчетных счетов.
Следует разделять понятие (регламент) заполнения (отражения данных раздельного учета в форме Отчета) и представления Отчета (направления гос. заказчику) по особому формату передачи данных.
Отчет об исполнении гос. контракта, контракта направляется (загружается в ЕИС ГОЗ – в части контрактов с МО РФ) по каждому гос. контракту, контракту, к которому открыт ОБС.
Отсутствие открытых отдельных счетов у исполнителя, учитывая положения Правил (утв. ПП № 47), исключает требование для такого исполнителя по предоставлению Отчетов об исполнении контрактов.
Отчет подлежит ежемесячной сдаче в случае, если в организации создано (есть) ВП МО РФ.
С учетом изложенного, требования о ведении раздельного учета и о представлении информации об исполнении государственного контракта (контракта) Отчета являются отдельными требованиями Закона о ГОЗ. Но факт отсутствия Отчета (неведение данной формы) может являться критерием (признаком) нарушения требований ПП № 47 (в ред. ПП № 543).
Да, в указанной ситуации при условии наличия открытого отдельного счета установлена обязанность представления Отчета.
Предприятие представляет Отчет по всем действующим контрактам, заключенным на условиях сопровождаемой сделки и наличием открытого ОБС вне зависимости от текущей ситуации финансирования.
Отчет содержит сведения не только о наличии (остатке, движении) денег на ОБС, но и данные о ходе исполнения контракта (отгрузке, затратах, себестоимости продукции и т.п.).
Таким образом, Отчет должен представляться (при наличии в организации ВП МО РФ) даже если никаких движений по ОБС в этот период не происходило.
Да, консолидированные (оптовые) закупки при исполнении ГОЗ допускаются.
Положениями ПП № 543 предусмотрены процессы «введения» и «выведения» ресурсов контракта, а также перераспределения ресурсов между гос. контрактами, контрактами с МО РФ (в том числе материальных запасов) при условии обязательности обособления (разделения в учете) движения и текущего состояния таких ресурсов с последующим отражением в Отчете (в графах 5-8 (для контрактов МО) и 6-9 (между доп. ресурсами (собств. ср-ми) и ср-ми ОБС)), по форме, утвержденной ПП № 47 (в редакции ПП № 543).
Для корректности отражения таких операций, обращаем внимание на соблюдение принципа эквивалентности и отражения операций по перераспределению ресурсов разных контрактов с МО РФ в Отчете об исполнении контрактов ГОЗ (по графам 5 и 8).
Эту возможность можно использовать при корректном ведении раздельного учета в режиме онлайн, позволяющем осуществлять текущий мониторинг не превышения «выведенных» ресурсов из контракта над «введенными».
Ответственным за организацию и ведение раздельного учета (в том числе за корректное отображение данных в соответствующих информационных системах) в организации, участвующей в выполнении ГОЗ является лицо, определенное внутренним локальным актом (назначенное руководителем).
В случае отсутствия такого распоряжения, ответственность за организацию и ведение раздельного учета по ГОЗ несет (как правило) главный бухгалтер и (или) руководитель организации. Именно эти должностные лица чаще всего попадают под адм. ответственность, предусмотренную ст. 15.37 КоАП.