Каким документом руководствоваться при определении допустимого размера прибыли, если используется не затратный метод формирования цены?

Пункт 58 ПП № 1465 нормативно установил, что при методе рыночных индикаторов и методе сравнимой цены (т.е. не затратных методах формирования цен) никаких ограничений плановой и фактической прибыли не установлено (формула «1+20» при рыночных методах определения цены продукции ГОЗ не применяется).
Нет ограничения прибыли, но есть требования обоснования (подтверждения) значения цены в целом (соответствия рыночному уровню).
Таким образом, при поставках «гражданской» (рыночной) продукции, цена на которую определена методом сравнимой цены и (или) анализа биржевых индикаторов, а также при индексации базовой цены – ограничения размера прибыли не установлено. Но в ходе проверки может быть исследована корректность (объективность) исходных данных, использованных при определении рыночного значения цены.

Нужно ли указывать в договоре метод определения цены поставляемой продукции в случае определения метода в РКМ? Или метод определения цены поставляемой продукции указывается в договоре в любом случае? Условие о включении в договор пункта о согласовании предельной (максимальной) величины прибыли в размере не более 20% (двадцать процентов) от суммы, указанной в договоре, связано с желанием поставщика перечислить прибыль с отдельного счета на расчетный до закрытия отдельного счета головным исполнителем. Метод сравнимой цены указан в расчетно-калькуляционных материалах, которые были сформированы.

Условие о применении того или иного метода формирования цены не является обязательным, но при этом для вашего поставщика такое «согласие заказчика» будет являться дополнительным обоснованием для применения метода сравнимой цены. Мы рекомендуем всем указывать метод определения цены в теле контракта и (или) подписывать отдельный протокол (см. форму 1 – приложение № 5 к приказу ФАС России № 1138/19) - в специально отведенном поле (вверху справа) указать метод сравнимой цены.
Такой протокол должен быть обязательным приложением к контракту. Обращаем внимание, что при данном методе (сравнимой цены или при методе рыночных индикаторов) РКМ непосредственно НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ и не представляются заказчику (никаких расшифровок затрат не требуется). Комплект обосновывающих документов при данном методе (см. пп. «е п. 37 ПП № 1465) иной.
Однако протокол цены – является обязательным (всегда должен быть) – вне зависимости от метода определения цены (см. пп. а п. 37).
При этом действительно включение в договор пункта о согласовании предельной (максимальной) величины прибыли в размере не более 20% (двадцать процентов) от суммы, указанной в договоре нацелено на недопущение приостановки операции по перечислению прибыли с отдельного (или лицевого) счета при банковском (или казначейском) сопровождении (и не связано с порядком ценообразования). Однако, если в контракте не будет содержаться абсолютное значение прибыли (в рублях), то это не позволит организации перечислить прибыль.

Можно ли реализовывать исполнителю товар по разным ценам для государственного оборонного заказа и для коммерческого рынка? При проверке исполнения контракта по ГОЗ будут ли проверяющие органы запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам? Какие риски у Продавца в данном случае за продажу товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору?

Наличие аналогичных сделок (поставок по иным контрактам данному потребителю или иным заказчикам) является одним из индикаторов (подтверждением) наличия сделок. И в этом случае метод сравнимой цены является приоритетным.
С учетом данного метода цена должна быть сформирована с учетом положений НПА по ГОЗ (ПП № 1465) не выше рынка (рыночного уровня цены).
Поставки (контракты) у исполнителя ГОЗ на одинаковую продукцию должны быть приняты (сопоставлены) с учетом сравнимости существенных условий (сроки, объемы, условия оплаты).
Таким образом, запрашивать информацию о цене данного товара по другим контрактам/договорам обязательно будут не только в ходе проверки контрольных (надзорных) органов. Такая информация в обязательном порядке должна быть заявлена в составе обосновывающих документов (см. пп. е п. 37 Положения, утв. ПП № 1465 - сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме является обязательным документом в пакете обосновывающих материалов при формировании цен).
Продажа товара по ГОЗ дороже, чем продажа этого же товара по коммерческому договору, прямо запрещена согласно п. 3 ст. 8 275-ФЗ.
Поэтому в случае, если затратным методом была обоснована цена выше, чем «рыночная» - коммерческая цена (цена для коммерческого рынка), то это в любом случае имеет основание для дополнительной проверки, в том в числе в части того, что часть затрат «перенесена» - перераспределена с «убыточного» коммерческого контракта на затраты по ГОЗ.
Факт наличия поставки по ГОЗ с уровнем цен выше, чем по коммерческим контрактам является одной из основных риск-ориентировок (маркером) наличия нарушения при определении цены (т.е. такой факт будет рассматриваться как признак возможного завышения цены).
Еще раз обращаем внимание, что установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке, ЗАПРЕЩЕНО. Т.е. сам поставщик (исполнитель) не вправе предлагать цену, выше цен на сравнимую продукцию по имеющимся у него сделкам с иными (в т.ч. гражданским) потребителями.
Следует обратить внимание на сопоставимость существенных условий поставки и (или) обосновать факт (причины) поставки по «заниженной» цене по коммерческому контракту (ниже себестоимости – почему? цель – снижение условно-постоянных затрат? сохранение загрузки? и т.п.).
С учетом изложенного, описанная ситуация имеет признак (может быть квалифицирована) как завышение цены и попадает под состав правонарушения по ст. 14.55.2 КоАП РФ (штраф - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей).
Кроме того, может быть пересмотрен результат исполнения такого контракта (цена снижена и по предписанию ФАС России - «сумма ущерба» - в размере завышения цены может быть потребована к возврату в бюджет).

Обязано ли предприятие, которое является производителем ПКИ (кооперация по ГОЗ) предоставлять полный пакет РКМ на свое изделие, если сумма спецификации по договору поставки не превышает 100 000 руб.? Разные предприятия по-разному трактуют п. Г п.37 ПП РФ №1465 от 02.12.2017. В каком случае предоставление полного пакета РКМ является обязательным, а когда является правом предприятия?

Подпункт «г» пункта 37 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 1465 устанавливает перечень обосновывающих документов при затратном методе формирования цены и не предполагает изменения пакета обосновывающих документов (пакета РКМ) в зависимости от заявляемой цены готовой продукции.
Ограничения на цену продукции в части требования о формировании пакета расшифровок, согласно приказу № 1138/19, нет.
Критерии в виде размера суммарных расходов не менее 10 процентов на закупку покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и не менее одного миллиона рублей либо ….) не является ограничителем, а лишь сужает первоначальный (исходный) пакет расшифровок заказчика, когда обосновывается цена перед вышестоящим покупателем (гос.заказчиком), т.е. это не опровергает наличие – требование представления пакета РКМ (когда к исполнителю обращается его заказчик, то у исполнителя в пакете РКМ могут быть расшифровки только на каждую 10 позицию в составе форм 5 и 6 РКМ).
Позиции, суммарный объем (стоимость) которых более 10% от данной статьи (и которые дороже 1 млн. руб., должны быть выделены в отдельную группу (раздел) расшифровок и это МИНИМАЛЬНЫЙ (первоначальный) набор обосновывающих документов, необходимый для согласования (обоснования) цены.
Действительно, далее запрос документов может быть в отношении любой из заявленной цены на сырье, материал и ПКИ (и ДАГК и ФАС России говорит, что как правило проверяется не менее 60% затрат по данным статьям калькуляции).

Как устанавливать БАЗОВУЮ цену на изделия по договоренности между заказчиком и поставщиком (помимо ФАС России, если цена не подлежит регистрации). На практике военный представитель отказывается согласовать аналогичную договоренность и говорит, что базовая цена устанавливается только через регистрацию в ФАС России. Есть ли какой-то нормативный документ либо другой источник информации, где оговорена возможность установки базовой цены по договоренности между заказчиком и поставщиком помимо ФАС России?

Действительно, регламент (порядок действий и оформления решения) о базовой цене участниками кооперации (исполнителями ГОЗ) в настоящее время четко не зафиксирован. Отдельных решений (нормативных актов), определяющих такие правила, нет.
Однако, основываясь на сложившейся практике (в т.ч. с учетом позиции ФАС России, а также ответов на подобные вопросы должностных лиц МО РФ и ФАС России на наших рабочих встречах – совещаниях) эксперты считают возможным дать следующие пояснения.
Решение о базовой цене может быть принято (по соглашению сторон) на основании цены, сформированной затратным методом. При этом должны быть соблюдены все условия, предусмотренные пп. 21 – 26 ПП № 1465.
Приведенный в указанных пунктах алгоритм расчета цены контракта (цены поставки продукции (товара)) не применяется, если ранее базовая цена не была установлена (согласована с заказчиком в качестве базовой) (см. п. 21 ПП № 1465).
При этом отмечается, что согласно п. 15 ПП № 1465, в случае, если цена единицы продукции была определена затратным методом, такая цена на последующие годы при соблюдении условий, установленных пунктами 21 и 27 настоящего Положения, подлежит определению методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям затрат, т.е. требование использования именно метода индексации цены (установления базовой цены) является императивной нормой, обязательной для исполнения (без возможности неисполнения такого требования при условии соблюдения предусмотренных ПП № 1465 требований и оснований для использования именно базовой цены). Т.е. условно, каждая цена, ранее установленная затратным методом, ДОЛЖНА становиться базовой, если не нарушены (выполнены) требования пп. 21-24 Положения о гос. регулировании, утв. ПП № 1465.
Решение о базовой цене может быть оформлено путем подписания отдельного соглашения и (или) протокола цены – форма № 1 к прил. № 5, утв. приказом ФАС России № 1138/19. В указанной форме в отдельной ячейке «Примечание» - следует отразить факт установления базовой цены. Протокол подписывается двумя сторонами контракта (заказчиком и поставщиком).
При этом безусловно во вновь заключаемом контракте необходимо «прописать», что в следующий период поставки цена устанавливается методом индексации базовой цены (при наличии решения о ее установлении и отсутствии оснований для пересмотра базовой цены).
У ВП МО РФ нет полномочий по установлению или согласованию (выдаче заключения) о базовой цене. ВП, согласно возложенных функций, рассматривает пакет РКМ на формирование фиксированной цены затратным методом. А уже после получения заключения ВП, исполнитель ГОЗ, как предприятие-заказчик, совместно с поставщиком принимает решение о применении этой цены в качестве базовой при последующих поставках.
Однако, порядок (возможность) получения заключения ВП при применении метода индексации базовой цены установлен, в том числе доведенными указаниями о пакете обосновывающих документов в зависимости от метода (так называемый ЧЕК-лист). В данном случае — это затратный метод. Применение метода индексации базовой цены невозможно, если ранее не была достигнута договоренность, что цена является именно базовой.
Одностороннее решение о фиксации цены как базовой невозможно. ВП может лишь «рекомендовать».
Заключение ВП МО РФ необходимо не на базовую цену (предприятие-исполнитель ГОЗ получает заключение на фиксированную цену, которую определяет, как базовую). НО при применении метода индексации базовой цены потребуется заключение ВП на отчетную калькуляцию (заключение по факт. затратам) и отдельное заключение об установлении цены методом индексации базовой цены (т.е. простой расчет с использованием актуального индекса). Предприятие-исполнитель ГОЗ несет ответственность за правильность применения методов определения цен, в т.ч. возможность установлении базовой цены при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 21-24 Положения, утв. ПП № 1465.
Кроме того, имеется практика «требования» со стороны ВП, т.е. «прямого указания на применение именно базовой цены» в условиях соблюдения всех норм п. 21 ПП № 1465. Такая позиция основана, в том числе, на разъяснениях ФАС России от 06.02.2018г. № МО /7588-ПР/18. В данном документе предусмотрено, что регистрации подлежит базовая цена, ранее сформированная затратным методом, только в отношении той продукции, которая подлежит регистрации цен согласно ПП № 1465. Так как цена на продукцию, поставляемую участниками кооперации, не проходит процедуру регистрации (не требуется), то необходимости регистрации базовой цены в данном случае нет (невозможно). И может быть реализован общий порядок установления цен, описанный в пп. 21 – 24 Положения, утв. ПП № 1465.
Получить официальный ответ по данному вопросу возможно, направив соответствующий запрос в ФАС России.