Действующие нормативно-правовые акты, содержащие определения термина «материал», не дают однозначного толкования данного понятия, что препятствует корректному формированию ценообразующих документов. Организация, как предприятие машиностроения, использует в своей практической деятельности «Методические рекомендации по планированию и учету себестоимости продукции в машиностроении», разработанные Министерством экономики РФ (Письмо от 11.08.1998г. №245-1/91), согласно которым: - сырье и материалы входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при изготовлении продукции, - покупные полуфабрикаты предназначены для комплектования изделия, требуют затрат труда по их обработке и сборке. Просим рассмотреть прилагаемый перечень затрат на приобретение материально-производственных запасов, являющихся для Организации: - необходимыми компонентами в вагоностроении, исходными материалами для заготовок, из которых изготавливаются детали, - материалами, расходуемыми на технологические нужды. Предприятию необходимо четкое понимание правомерности отнесения вышеуказанных затрат к сырью и материалам, а не к покупным полуфабрикатам.

С 30 апреля 2019 года состав затрат, включаемых в цену на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, устанавливается Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. № 334 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 13 Порядка статья калькуляции «Материальные затраты» отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов и содержит, в том числе, следующие статьи калькуляции:

«приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов», - включающая затраты на приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее производстве, а также вспомогательных материалов, включающих материалы, используемые при производстве продукции на технологические цели и являющихся необходимым компонентом в процессе производства;

«приобретение полуфабрикатов», - включающая затраты на приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом или не полностью обработанном виде;

«приобретение комплектующих изделий», - включающая затраты на приобретение комплектующих изделий, входящих в соответствии с технической документацией в состав продукции.

При этом, согласно пункту 22 основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20 июля 1970 г. (действуют в соответствии с письмом Минфина России от 15 октября 2001 г. № 16-00-14/464), в статью «Сырье и материалы» включаются затраты на сырье и материалы, которые образуют основу изготавливаемой продукции или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. В эту же статью входит стоимость изделий общепромышленного назначения, используемых для комплектования продукции.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, на счете 10 «Материалы» субсчете 1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На счете 10 «Материалы» субсчете 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

Таким образом, при формировании затрат на приобретение материалов в составе статьи калькуляции «Материальные затраты» необходимо учитывать, что под затратами на приобретение сырья, основных и вспомогательных материалов понимаются затраты на материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при ее производстве, а под покупными полуфабрикатами - покупные изделия, приобретенные для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

При этом отнесение затрат по приобретению указанных в обращении материалов на подстатьи калькуляции «Материальные затраты» целесообразно определять на базе анализа технологии производства поставляемой продукции, специфики производственного процесса и технологической документации.

Правомерно ли включение общепроизводственных и общехозяйственных затрат предприятия, в соответствии с учетной политикой, в себестоимость изделий собственного производства в состав затрат (согласно пп. к) п.13 Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга № 334?

В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Порядка, затраты на изготовление собственными производствами организаций сырья, материалов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации включаются в подстатью «затраты на изделия собственного производства», которая включается в статью калькуляции «Материальные затраты».

В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка, общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации. В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников.

С целью формирования общехозяйственных затрат, которые в соответствии с абзацем 3 пункта 20 Порядка не распределяются на продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на собственные текущие нужды, в качестве базы распределения учетной политикой целесообразно установить основную заработную плату основных работников с учетом зарплаты непосредственных изготовителей изделий собственного производства.

При подготовке РКМ на ОКР (начало в 2019 - окончание в 2021, 6 этапов) листы по каждому этапу необходимо заполнять только с грифом Д или без грифа с Д или все? Если данные в части отдельных статей затрат отсутствуют (н-р специальные затраты, на освоение), то данные листы все равно требуется заполнить? Если да, то лучше ставить прочерки или нули?

Согласно прим. 7 к форме протокола цены (утв. прил. № 5 к приказу ФАС № 1138/19) в случае наличия в составе соответствующего предложения о цене обосновывающих документов, подготовленных в соответствии с формами, утвержденными в приложении № 5 к приказу 1138/19, содержащих нулевые значения, представление таких документов не является обязательным. Таким образом, пустые формы (с нулями) представлять не требуется (не обязательно). Однако, перечень таких «пустых» форм целесообразно отразить (перечислить) в пояснительной записке к РКМ.
Для длительных (период исполнения которых составляет более одного календарного года) заполняются все формы РКМ с литером «д».

Необходимо ли включение требований Приказа 334 (ранее 200) в части не отнесения затрат по ГОЗ в учетную политику? В рамках ревизионной проверки бухгалтерской отчетности предприятие получило замечание в части того, что общехозяйственные расходы не распределены на ГОЗ (сч.26 отнесен не в полном объеме на сч. 20 по контрактам ГОЗ, исключены затраты, запрещенные приказом 200), что привело к искажению бухгалтерской отчетности в части себестоимости продаж и незавершенного производства. Данный метод закреплен в учетной политике.

Включение (выполнение) требований (ограничений) Приказа № 334 (ранее Приказ № 200) в части не отнесения части затрат, не подлежащих распределению на продукцию по ГОЗ, в рамках ведения раздельного учета результатов финансово - хозяйственной. деятельности при выполнении ГОЗ, в действующую систему бух.учета (в регистры бух.учета) не является обязательным (может быть реализовано в системе управленческого учета).
При этом принципы (порядок) ведения раздельного учета могут быть определены как в учетной политике, так и в ином документе, разработанном на предприятии. Признание норм (запретов) приказа 334 (ранее приказ № 200) в рамках объективности (корректности) формирования данных бухучёта и выводы об искажении бухгалтерской отчетности (бух. баланса) относится к компетенции аудиторов. По мнению Экспертов, распределение накладных расходов с учетом ограничений ГОЗ может осуществляться в параллельных регистрах (отдельных дополнительных документах, регистрах учета), в том числе в системе управленческого учета.
Таким образом, поскольку запреты (ограничения), которые предусмотрены Приказом 334 (200), устанавливают, что часть понесенных затрат не может быть отнесена на ГОЗ, т.е. часть «запрещенных» накладных расходов, которая НЕ ПОДЛЕЖИТ отнесению на продукцию ГОЗ, будет исключаться из массы накладных перед распределением (т.е. перераспределяться на прочую продукцию), в этой части ОБЪЕКТИВНО - часть понесенных затрат будет перераспределяться на гражданскую (прочую - не ГОЗ) продукцию.
По нашему мнению, в бухучёте распределение накладных может осуществляться без учета требований (ограничений) приказа № 334 (но по единому принципу - по среднему фактическому уровню накладных за этот месяц). Но в рамках ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ (для целей формирования фактической себестоимости продукции ГОЗ) формируется отдельный регистр учета, где вся аналитика базируется на данных бухучета, но происходит «очищение» - исключение затрат, запрещенных 334 приказом, и последующее отнесение - одним процентом на все контракты ГОЗ (продукцию ГОЗ) - пропорционально базе ОЗП (приоритетно). При этом часть исключенных затрат – остаётся «не распределённой», т.е. фактически будет «перераспределена» - отнесена на себестоимость прочей продукции.
Результаты распределения должны фиксироваться (оформляться) справкой. Такой порядок прямо прописан в 47 ПП (в редакции 543 ПП).
Обращаем внимание, что согласно приказу № 334 отдельные особенности ведения раздельного учета (в том числе в части распределения накладных) могут быть определены как учётной политикой организации, так и иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации.

Включаются ли расходы по служебным командировкам, связанным с организацией, управлением и обслуживанием производства? Можно ли получить более расширенную характеристику командировочных затрат в составе общехозяйственных затрат, приведенных в Приложении №6 ?

Да, в данную статью включаются все (любые) командировочные расходы управленцев (АУП), т.е. затраты по командировкам, связанным с организацией, управлением и обслуживанием производства, затраты на оплату командировок, связанных с управлением и далее (отражаются всевозможные командировки в целях управления организации в целом).

В случае, если у предприятия-исполнителя ГОЗ возникают проблемы к отнесению именно по указанной подстатье сметы ОХР, рекомендуем использовать п. 11 приложения № 6 (иные затраты общехозяйственного назначения, не предусмотренные предыдущими статьями, необходимые для поставки продукции по государственному оборонному заказу).

Получить более расширенную характеристику командировочных затрат, включаемых в состав общехозяйственных затрат, вы можете, только направив запрос в Минпромторг России (разработчик Приказа № 334).