В каких случаях формируется пакет РКМ для выдачи заключения ВП? В каких конкретно случаях ВП, закрепленное за предприятием, должно выдать заключение? Должно ли выдаваться заключение ВП только на фиксированную цену?

Обращаем внимание, что согласно ПП № 1388 заключение ВП о цене требуется только при затратном методе (методе индексации базовой цены) в отношении продукции, имеющей утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию (НТД), а в отношении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ - на продукцию, имеющую утвержденное (согласованное) государственным заказчиком тактико-техническое (техническое) задание.

При применении метода сравнимой цены и (или), если продукция не имеет согласованной с гос. заказчиком документации (принятой в составе НТД головного исполнителя) - участие ВП в установлении цены (выдача заключения о цене) ПП № 1465 (в редакции ПП от 23.08.2021 г. № 1388) не требуется (не предусмотрено нормами законодательства о ГОЗ).

Заключение ВП выдается как на ориентировочную (если такая модель цены предусмотрена условиями контракта), так и на фиксированную цену.

Должны ли мы направлять РКМ головному исполнителю от субпоставщика в составе своего пакета (ПКИ свыше 1 000 000)? Или достаточно счета-фактуры с пояснением о ранней закупке?

При заключении контракта с поставщиком продукции по ГОЗ в случае применения затратного метода определения цены – наличие ценового предложения (с комплектом обосновывающих документов) ОБЯЗАТЕЛЬНО! – вне зависимости от суммы контракта и или уровня цены на поставляемую (закупаемую) продукцию.

Ограничения (критерия значимости) на цену продукции в части требования о формировании пакета расшифровок на этапе исполнения контракта ГОЗ согласно ПП № с1465 и приказу ФАС России 16.12.2022 № 995/22 (до 10.01.2023 г – приказом № 1138/19) нет.

Стоимостной критерий (1 млн. руб. или иная стоимостная оценка) не означает (не предусматривает) отказ (изъятие) из общих правил определения цен и пакета обосновывающих документов согласно выбранного метода.

При обосновании рыночной продукции – для обоснования цены поставщика требуется, как правило, три предложения о цене от потенциальных поставщиков (см. п. 2 приказ МО № 329) – т.е. данные о рынке в сопоставимых условиях (этот анализ вы должны были провести либо на этапе закупки – либо дополнительно – при формировании ваших РКМ).

При наличии ТМЦ на складе – вы можете указать ссылку на первичный учетный документ. Но в данном случае (тем более, что это крупноценовая позиция – свыше 1 млн. руб.) от вас потребуют полный пакет обосновывающих документов в зависимости от выбранного метода определения цены, в т.ч. пакет РКМ (формы приказа ФАС) при затратном методе определения цены на такие ПКИ.

275-ФЗ (в редакции 11.06.2022 г. № 172-ФЗ) предусмотрена обязательность для всех головных исполнителей и исполнителей на основании запроса гос. заказчика или ГОЛОВНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ представлять ценовое предложения с соответствующим комплектом обосновывающих документов (в зависимости от выбранного метода определения цены). Также обязательность направления ценового предложения с соответствующими документами законодательно установлена в отношении потенциальных поставщиков - лиц, для которых принятие ГОЗ обязательно согласно ч.6 и 6.1. статьи 6 Закона № 275-ФЗ.

Головной исполнитель запрашивает РКМ на покупные комплектующие. Мы ответили, что на ПКИ до 1 млн рублей не предоставляются. Нам грозят привлечением по 14.6.1 КоАП РФ.

Указанный критерий (доля в структуре привнесенных затрат - менее 10% и сумме такой позиции ПКИ или полуфабрикатов, а также услуг стронных организаций в расшифровке по формам 5-6 и 7 – не менее 1 млн. руб.) определяет минимальный набор (пакет РКМ) от поставщиков таких покупных, который может потребовать заказчик в составе вашего ценового предложения на поставляемую по ГОЗ продукцию. Но это не является ограничителем для представления (запроса) документов при контрактации с вашими соисполнителями (при затратном методе набор РКМ является обязательным).

Если у вас нет ПКИ дороже 1 млн. руб. (или те ПКИ, которые не составляют долю более 10% от объема расшифровок от форм № 5-7), то у вас нет обязанности (а ваш заказчик НЕ ДОЛЖЕН требовать) представления полного пакета РКМ от таких (ваших) поставщиков. В этом случае вы можете самостоятельно сформировать полный пакет РКМ (не прикладывая РКМ соисполнителей). Но в рамках контрактации и применения затратного метода вы, как покупатель (заказчик), обязаны истребовать обосновывающие документы от соисполнителей – в полном объеме в зависимости от метода определения цены.

Правомерно ли включение общепроизводственных и общехозяйственных затрат (административно-управленческих расходов) предприятия, в соответствии с учетной политикой, в себестоимость изделий собственного производства в состав затрат (согласно пп. к) п.13 Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга № 334)?

По мнению экспертов, калькулирование себестоимости изделий собственного производства должно осуществляться на общих основаниях, в т.ч. с включением как общепроизводственных, так и общехозяйственных (адм.-управленческих) затрат.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Порядка (Приказ 334), затраты на изготовление изделий собственного производства с учетом положений настоящего Порядка и учетной политики организации включаются в подстатью «затраты на изделия собственного производства», которая включается в статью калькуляции «Материальные затраты».

В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка, общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации. В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников.

С целью формирования общехозяйственных затрат, которые в соответствии с абзацем 3 пункта 20 Порядка не распределяются на продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на собственные текущие нужды, в качестве базы распределения учетной политикой целесообразно установить основную заработную плату основных работников с учетом зарплаты непосредственных изготовителей изделий собственного производства.

Особенности распределения затрат, сформированных на счетах 25 и 26 в рамках ведения раздельного учета, должны быть регламентированы Учетной политикой организации.

При подготовке РКМ на ОКР (3 года, 6 этапов) листы по каждому этапу необходимо заполнять только с грифом Д, без грифа Д или все? Если данные в части отдельных статей затрат отсутствуют (например, специальные затраты, затраты на освоение), то данные листы все равно требуется заполнить? Если да, то лучше ставить прочерки или нули?

Для длительных контрактов (период исполнения которых составляет более одного календарного года) заполняются все формы РКМ с литером «д».

Согласно прим. 7 к форме протокола цены (утв. прил. № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22) в случае наличия в составе соответствующего предложения о цене обосновывающих документов, подготовленных в соответствии с формами, утвержденными в приложении № 5 к приказу от 16.12.2022 № 995/22, содержащих нулевые значения, представление таких документов не является обязательным.

Таким образом, пустые формы (с нулями) представлять не требуется (не обязательно). Однако, перечень таких «пустых» форм целесообразно отразить (перечислить) в пояснительной записке к РКМ.

Необходимо ли включение требований Приказа 334 в части не отнесения затрат по ГОЗ в учетную политику? В рамках ревизионной проверки бухгалтерской отчетности предприятие получило замечание в части того, что общехозяйственные расходы не распределены на ГОЗ (сч.26 отнесен не в полном объеме на сч. 20 по контрактам ГОЗ, исключены затраты, запрещенные приказом), что привело к искажению бухгалтерской отчетности в части себестоимости продаж и незавершенного производства. Данный метод закреплен в учетной политике.

Принципы (порядок) ведения раздельного учета могут быть определены как в учетной политике, так и в ином документе, разработанном на предприятии. Признание норм (запретов) приказа 334 (ранее приказ № 200) в рамках объективности (корректности) формирования данных бух.учёта и выводы об искажении бухгалтерской отчетности (бух. баланса) относится к компетенции аудиторов. По мнению Экспертов, распределение накладных расходов с учетом ограничений ГОЗ может осуществляться в параллельных регистрах (отдельных дополнительных документах, регистрах учета), в том числе в системе управленческого учета.

Таким образом, поскольку запреты (ограничения), которые предусмотрены Приказом 334, устанавливают, что часть понесенных затрат не может быть отнесена на ГОЗ, т.е. часть «запрещенных» накладных расходов, которая НЕ ПОДЛЕЖИТ отнесению на продукцию ГОЗ, будет исключаться из массы накладных расходов перед распределением (т.е. перераспределяться на прочую продукцию), в этой части ОБЪЕКТИВНО - часть понесенных затрат будет перераспределяться на гражданскую (прочую - не ГОЗ) продукцию.

Результаты распределения должны фиксироваться (оформляться) справкой. Такой порядок прямо прописан в 47 ПП (в редакции 543 ПП). Сходный документ (Расчет распределения накладных расходов) требуется и при ведении раздельного учета в рамках казначейского сопровождения (прил. № 1 к приказу Минфина России № 210н).

Включаются ли расходы по служебным командировкам, связанным с организацией, управлением и обслуживанием производства? Можно ли получить более расширенную характеристику командировочных затрат в составе общехозяйственных затрат, приведенных в Приложении № 6 к Приказу № 334?

Да, в данную статью включаются все (любые) командировочные расходы управленцев (АУП), т.е. затраты по командировкам, связанным с организацией, управлением и обслуживанием производства, затраты на оплату командировок, связанных с управлением и далее (отражаются всевозможные командировки в целях управления организации в целом).

В случае, если у предприятия-исполнителя ГОЗ возникают проблемы к отнесению именно по указанной подстатье сметы ОХР, рекомендуем использовать п. 11 приложения № 6 (иные затраты общехозяйственного назначения, не предусмотренные предыдущими статьями, необходимые для поставки продукции по государственному оборонному заказу).

Получить более расширенную характеристику командировочных затрат, включаемых в состав общехозяйственных затрат, вы можете только направив запрос в Минпромторг России (разработчик Приказа № 334).

Есть ли правовой акт МО РФ, регулирующий согласование и включение в цену сумм, уплаченных кредитной организации в счет процентов по кредиту? Какой порядок работы исполнителей (не головных исполнителей) по данной теме?

В МО РФ действует Временный регламент на согласование сумм кредита, привлекаемых головными исполнителями (утв. 18.08.2018 г.), который действует только для целей уведомления уполномоченных банков о правомерности привлечения и уплаты с ОБС сумм кредитов и процентов по ним для головных исполнителей ГОЗ.

Параллельно следует учесть, для ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОЗ никаких согласований права на привлечение кредита на ОБС нет, но погашать проценты по нему предприятие имеет возможность только за счет свой прибыли.

Правомерно ли включать в производственную себестоимость трудоемкость на проведение ПСИ и приемо-сдаточные испытания (серийное производство)? В ТД каждого изделия данные испытания указаны, в т.ч. прописаны н/ч. Но ВП ссылаются на то, что испытания проводят сотрудники ОТК, значит это не 20 счет.

Затраты (с учетом трудоёмкости работ) на проведение ПСИ и приемо-сдаточные испытания (при серийном производстве) могут быть включены в состав себестоимости – отдельной статей калькуляции (по статье «Спец.затраты»).

Безусловно следует исключить возможность (риск) двойного счета (повторного учета) затрат на оплату труда сотрудников ОТК, как по статье ФОТ, так и в составе сметы ОПР. Поэтому, если такие цеховые сотрудники выполняют операции произв. процесса – они должны быть переведены из состава «накладников» - в прямые основные исполнители (работники). И действительно, их зарплата должна отражаться на счете 20 (в корреспонденции с Кр70). Учет зарплаты сотрудника на счете 25 – косвенно указывает, что это распределяемые (косвенные) затраты – а не прямой ФОТ (не прямая тех. трудоёмкость изготовления).

Аргументировать свою позицию следует наличием в НТД (тех. процессе, ТУ и пр.) отдельных операций, связанных с проведением контрольных операций в отношении каждой единицы изготавливаемой продукции.

Проведение ПСИ (приемо-сдаточные испытания), а также иные виды испытаний – периодические, квалификационные и пр. имеет свою специфику (периодичность и особенность признания затрат в цене единицы продукции. Испытания, которые не проводятся в отношении каждой отдельной единицы продукции и (или) которые осуществляются в соответствии с программой (в отношении установленной партии), могут быть отнесены к такой партии продукции (к определенному объему – периоду). Такие затраты распределяются на весь объем продукции, в рамках которой такие испытания предусмотрены. В этом случае такие затраты отражаются по отдельной статье калькуляции – пропорционально количеству изделий или трудоемкости производственной программы выпуска изделий, в рамках которых проведены указанные испытания.

Правомерно ли включение в себестоимость работ по технической диагностике и ремонту (сервисному обслуживанию) продукции, при участии выездных бригад специалистов головного исполнителя, производимой по государственному оборонному заказу, общепроизводственных расходов в полном объеме?

В соответствии с абзацем 4 статьи 41 Порядка, утв. Пр. 334, состав затрат, определяющий стоимость работ по технической диагностике и ремонту (сервисному обслуживанию) продукции, при участии выездных бригад специалистов головного исполнителя (исполнителя), определяется в том числе статьей калькуляции «Общепроизводственные затраты», в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 19 Порядка в статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» включаются затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с составом общепроизводственных затрат, приведенным в приложении № 5 к Порядку, за исключением затрат, включенных в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат.

Таким образом, в случае обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения затрат, кроме перечисленных в пункте 23 Порядка, в составе статьи калькуляции «Общепроизводственные затраты» могут приниматься затраты, связанные с управлением и обслуживанием выездных бригад специалистов вне стационарной базы, состав которых установлен приложением № 5 к Порядку.

Возможно ли включение АУР (ОХР) в состав специальных затрат и затрат на специальную технологическую оснастку?

В соответствии с формами № 14 «Специальные затраты», № 16 «Расшифровка затрат на специальную технологическую оснастку» приложение № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465» включение общехозяйственных расходов в статьи калькуляций «Затраты на специальную технологическую оснастку» и «Специальные затраты» не предусмотрено.

С учетом изложенного, по сложившейся практике включение ОХР (АУР) в состав специальных затрат (стоимости испытуемого оборудования) и затрат на специальную технологическую оснастку не производится. Данная продукция рассчитывается по производственной (цеховой) себестоимости, только с распределением суммы ОПР. Из чего следует вывод, что в форме 23 РКМ (расшифровки базы распределения косвенных расходов) расчет суммы, принимаемой в качестве базы распределения для ОПР и АУР (ОХР), должен быть разным (значения должны отличаться).

В п.13 приказа 334 от 08.02.2019 указано, что затраты по доставке готовой продукции заказчику - включаются в цену вспомогательных работ, а в п.7 приказа указано, что Цена вспомогательных работ калькулируется в порядке, установленном для цены единицы продукции. Таким образом, получается, что для обоснования цены доставки готовой продукции (сторонней организацией или своими силами) должна оформляться отдельная калькуляция, отдельный РКМ?

В соответствии с пунктом 7 и подпунктом «д» пункта 13 Порядка, утв. приказом МПТ № 334, затраты по доставке готовой продукции заказчику включаются в цену вспомогательных работ, которые калькулируются в порядке, установленном для цены единицы продукции.

В соответствии с пунктом 106 Положения, стоимость вспомогательных работ (услуг) формируется государственным заказчиком на основании представляемых потенциальными головными исполнителями (исполнителями) расчетных, первичных (сводных) данных о фактических расходах и (или) плановых и иных документов по обоснованию предполагаемых затрат.

Таким образом в случае, если вместе с запросом о цене в организацию поступил запрос о стоимости вспомогательных работ, то в соответствии с пунктом 75 Положения в состав предложения о цене включаются расчеты и обоснования стоимости вспомогательных работ.

При этом, обращаем внимание, что формирование цен должно осуществляться с учетом общих правил ценообразования в сфере ГОЗ, в т.ч. положений ПП № 1465. Если доставка будет обосновываться затратным методом (выполнение работ собственными силами), то в этом случае потребуется отдельная калькуляция затрат. Если же привлекаются третьи лица (сторонняя организация), то следует провести анализ рынка и определить стоимость услуги по доставке с учетом метода сравнимой цены – т.е. состав документов должен соответствовать выбранному методу определения цены работ (услуг), выполняемых в рамках ГОЗ.

Нужно ли включать в проект договора в рамках 275-ФЗ фразу «представлять по запросу Покупателя расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по Договору в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе, если поставка осуществляется под контролем ВП МО РФ, но без контроля ценообразования» или БЕЗ КОНТРОЛЯ ВП в принципе?

Вне зависимости от степени участия в производстве вашей продукции ВП (это отдельный порядок «прикрепления» и полномочий данного органа военного управления), к вашей продукции применимы нормы ПП № 1465, в т.ч. в части методов определения цен.

Если для вашего продукта применим затратный метод, то согласно пп. «г» п. 37 – наличие обосновывающих документов (в формате пакета РКМ) является приоритетным (непосредственно обусловленным).

Т.е. даже в случае, если поставка по ГОЗ без контроля ВП (т.е. исключена только норма о наличии заключения ВП) – весь остальной пакет обосновывающих документов (РКМ) будет необходим.

Более того, Отчётная калькуляция требуется (может быть запрошена) вне зависимости от метода определения цены (даже если цена была фиксированная). Такие требования правомерны – соответствуют нормам закона № 275-ФЗ. Согласно нормам 275-ФЗ (см. п. 17 ч. 2 ст. 8) исполнители обязаны предоставлять по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам. Т.е. форма отчетной калькуляции (после исполнения контрактов кооперацией) может быть запрошена на основании обращения головного исполнителя, даже если это не предусмотрено условиями вашего контракта с Заказчиком.

На какие нормы законодательства можно указывать поставщикам, если они не направляют свои РКМ в установленные сроки или не представляют вовсе?

На этапе до заключения контракта ГОЗ – обязанность представления обосновывающих документов согласно нормам 275-ФЗ (в ред. от 11.07.2022 г. 172-ФЗ) распространяется на потенциальных поставщиков - лиц, для которых принятие ГОЗ обязательно согласно ч.6 и 6.1. статьи 6 Закона № 275-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что каждый Исполнитель ГОЗ обязан по запросу головного исполнителя представлять предложение о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающие такую цену документы), информацию о затратах по исполненным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены государственного контракта, включая обоснование ее изменения (пп. 17 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ).

Каким образом и возможно ли включить в цену по ГОЗ расходы на привлечение работников производственного характера посредством аутстаффинга?

Согласно действующей позиции МО РФ (оформлено в отдельных указаниях) затраты на оплату по договорам возмездного представления персонала включатся в себестоимость продукции по ГОЗ как затраты на оплату труда основным производственным работникам. Услуги аутстаффинга услугами сторонних организаций производственного характера не являются.

Данные затраты должны соответствовать критерию экономической обоснованности (оправданности) и документального подтверждения.

При этом такие затраты (объемы работ и сумма затрат на оплату труда за выполненные работы) согласно подходам МО РФ, должны отражаться в базе распределения накладных расходов.

Предприятие выполняет несколько гос.контрактов. контрактов по ГОЗ. Какие виды премий могут быть включены в состав ОЗП и в каком порядке, если сроки начисления, размеры и период выплат таких премий не всегда совпадают с периодом исполнения таких гос.контрактов, контрактов.

Любые (все) виды стимулирующих начислений (премии), предусмотренные Положением об оплате труда, МОГУТ быть включены в состав ОЗП при условии соблюдения принципа документального подтверждения и экономической оправданности (обоснованности) таких затрат.

Четких критериев оценки (выводов о необходимости и обязательности) отдельных видов выплат (премий) нет. Проверки проводятся в части оценки факт. затрат и соблюдения правил начисления и выплаты таких премий согласно действующего на предприятии Положения об оплате труда.

Показатели, за которые осуществляется премирование за производственный результат, а также размер премии за выполнение и перевыполнение этих показателей должны быть установлены Положением об оплате труда, либо иным локальным нормативным актом.

Как подтвердить уровень накладных расходов и каков порядок «очищения» накладных расходов (ОПР+АУР/ОХР) по ГОЗ?

Для подтверждения уровня накладных расходов - НР (в разрезе контрактов ГОЗ, как минимум, (желательно) - в разрезе заказов - объектов раздельного учета «по-номеклатурно») необходимо наличие Справки-расчёта распределения НР (форма утв. в составе УП, исходные данные в справке - на основании оборотов по 25 и 26 счету).

Справки (результаты распределения по всей выборке выполняемых контрактов) следует хранить - в общем деле (если у вас есть выборка под каждый договор - можно в деле договора).

При этом в такой справке должны быть отражены суммы – исключаемые из ГОЗ (согласно п. 23 Пр. 334) - т.е. к распределению в справке берется очищенная сумма!

НР по факту (в раздельном учете) относятся на контракты ГОЗ с "частичной" очисткой, но не подгоняются под БЭП. И их уровень МОЖЕТ значительно превышать уровень НР, согласованных с ВП в Протоколе БЭП - это нормально. Накладные расходы- лимитированные нормативные - только частично возмещаемые за счет себестоимости. Главное, чтобы не наоборот (хотя в какой-то из месяцев по факту может быть и чуть меньше - колебания в течение года могут быть существенные - это нормально(!)).

Какими нормативными требованиями установлено, что отчетные РКМ готовятся на единицу продукции, а не на весь контракт в целом.

Оформление плановой и отчетной калькуляции – согласно форме, утв. Приложением к Приказу № 334, осуществляется в целях установления экономически обоснованного определения величины затрат, необходимых для осуществления поставки по государственному оборонному заказу единицы продукции.

Формы расшифровки (калькуляция, протокол цен и пр.) - приказ ФАС № 995/22 – так же содержат указание на наименование товара, работы, услуги – т.е. в разрезе калькуляционной единицы (штуки, этапа, наименования работы и т.п.).